В процессе осуществления любым субъектом хозяйствования своей уставной деятельности возникает дебиторская задолженность. Если только он не работает исключительно по предоплате, что в современных условиях уже практически невозможно. Отпуск товара или оказание услуг в кредит неизбежно приводит к образованию задолженности, которая объективно нуждается в эффективном управлении.
Суть управления дебиторской задолженностью у любого хозяйствующего субъекта (компании, фирмы) заключается в создании баланса между максимальным объемом реализации товаров и оказания услуг на основе коммерческого кредитования и сведением к минимуму риска образования просрочки в их оплате и появления безнадежных долгов.
В процессе управления дебиторской задолженностью возникают следующие типовые (то есть имеющиеся у каждого субъекта хозяйствования) проблемы.
Чтобы систематически и эффективно взаимодействовать с контрагентами и управлять указанной задолженностью, фирма должна разработать и принять свою кредитную политику, то есть документ, регламентирующий порядок предоставления контрагентам товарных кредитов. Он должен определять, при выполнении каких конкретно условий контрагенты могут претендовать на получение товарных кредитов.
Для этого используются так называемые стандарты кредитоспособности. При их разработке служба финансового менеджмента должна обеспечить равновесие доходов от роста уровня реализации и расходов, связанных с риском образования долгов, безнадежных к взысканию.
При решении вопроса, давать ли товарный кредит конкретному клиенту, его платежеспособность и финансовая устойчивость анализируются в соответствии с данными стандартами. Далее в этом документе должны быть отражены возможные сроки предоставления кредита, его суммы и меры, которые будут приняты в случае его невозврата.
Для определения сроков предоставления и сумм товарного кредита в отношении каждого клиента изучаются его кредитная история и текущие потребности, анализируется его текущее финансовое состояние, используется так называемая «клиентская матрица» в зависимости от типа клиента, изучается отраслевая практика предоставления товарных кредитов.
Чтобы риск образования безнадежных долгов был минимальным, кредитор:
Работа по погашению просроченных долгов может проводиться следующим образом: