Кейсы по аудиту и оценке Аудит ресторанно-гостиничного комплекса

Аудит ресторанно-гостиничного комплекса

Рынок сметает неповоротливые компании и сотрудников, не готовых к конкуренции. И если модернизировать компанию с помощью профессиональных консультантов, заручившись волей собственника, реально, то вытравить из людей тягу к кулуарным интригам невозможно. Отсутствие корпоративной гигиены ставит под угрозу предприятие точно так же, как и беспорядок в бизнес-процессах.

Ситуация клиента:

К нам обратился собственник известного в Москве ресторанно-гостиничного комплекса. Гостиничный бизнес более или менее прозрачен и идет хорошо, а вот с ресторанами туман – ни учета, ни прибыли. Как такое возможно в центре столицы: семь точек обслуживания, включая рум-сервис, лобби, шведские столы на завтрак по утрам, вечерний бар, несколько банкетных залов. Собственник лично попытался погрузиться в процессы, но утоп в склоках руководителей подразделений и позвонил нам. Его интересовало не то, кто виноват, а в чем причина убытков и как их устранить.

Аудиторы, взявшись за проект, буквально оказались в эпицентре кулуарных войн. По многу лет уверенно сидящие на своем месте руководители службы охраны, официантов, шеф-повар, бухгалтер-расчетчик по меню и генеральный директор сформировали вокруг себя группировки.

Они обвиняют друг друга в воровстве: повар не докладывает продукты, а служба безопасности готовит доказательства воровства официантов и так далее. В центре этого корпоративного клубка собственник с простым вопросом: «Где деньги?» и «Кому верить?».

Наши специалисты приступили к диагностике системы внутреннего контроля: внезапная инвентаризация, проверка бухгалтерии, интервью с сотрудниками, «тайный покупатель», контрольная закупка. Такая бурная деятельность не на шутку испугала забронзовевший на своих местах персонал. И тут началось.

Представители группировок стали выходить на аудиторов, пытаться влиять на мнение экспертов, выведывать предварительную информацию о результатах проверок, угрожать жалобами и пытаться подкупить приводом крупных клиентов в компанию. Особо активные даже позвонили партнеру КСК ГРУПП Игорю Островскому с предложениями сотрудничества. Напрасные усилия. Независимый отчет готов и уже лежит на столе заказчика.

Волнение персонала и гендиректора было обоснованно. Мы пришли к неутешительному для этой команды выводу: если собственник хочет достичь результатов, нужно менять весь топ-менеджмент, коррекция невозможна.

Затем, с новым руководством, необходимо выстроить систему контроля, отладить бизнес-системы, продумать стратегию, подключить маркетинг и продвижение.

Финал пока открытый: готов ли собственник к радикальным переменам во спасение компании или выберет корректировку текущей безнадежной конструкции, что только отсрочит крах.

Как вы думаете, каким образом поведет себя собственник?

Эксперты КСК ГРУПП

Эксперт - Елена Межуева

Аттестованный аудитор (Минфин РФ), член СРО ААС, ведущий аудитор по системам качества ISO 9000 (сертификат BVQI), действительный член IAB. Член Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности. Обладает многолетним опытом работы в аудите, консалтинге и банковской сфере. Работала в крупнейшей аудиторско-консалтинговой компании, входящей в группу BDO, участвовала в проектах с крупнейшими предприятиями России. Дальнейший карьерный рост произошел в рамках холдинга «Прадо»: от ведущего аудитора до руководителя компании «Прадо. Аудит».
Работала в банковской сфере в должности советника президента (ОАО «Банк Российский кредит»). Окончила Ростовский государственный университет, философский факультет, Северо-Кавказскую академию государственной службы, факультет «Мировая экономика».

Елена Межуева

Управляющий партнер. Руководитель департамента «Финансовое консультирование, аудит и МСФО»