Дебиторская задолженность

В процессе осуществления любым субъектом хозяйствования своей уставной деятельности возникает дебиторская задолженность. Если только он не работает исключительно по предоплате, что в современных условиях уже практически невозможно. Отпуск товара или оказание услуг в кредит неизбежно приводит к образованию задолженности, которая объективно нуждается в эффективном управлении.

Суть управления дебиторской задолженностью у любого хозяйствующего субъекта (компании, фирмы) заключается в создании баланса между максимальным объемом реализации товаров и оказания услуг на основе коммерческого кредитования и сведением к минимуму риска образования просрочки в их оплате и появления безнадежных долгов.

В процессе управления дебиторской задолженностью возникают следующие типовые (то есть имеющиеся у каждого субъекта хозяйствования) проблемы.

  1. У фирмы отсутствует коммерческое кредитование контрагентов как стройная система. Решение о предоставлении товарного кредита каждый раз принимается в субъективном порядке, единый подход в определении размера кредитного лимита, сроков предоставления отсрочки платежа, предоставлении скидок и начислении надбавок отсутствует, ценность клиента не учитывается.
  2. Платежеспособность контрагента предварительно не проверяется и не оценивается.
  3. Из ведущейся финансовой отчетности нельзя получить однозначную и достоверную информацию о том, когда дебиторская задолженность будет погашена, в результате отсутствует возможность установить ее размер и продолжительность просрочки в оплате с разбивкой информации по всей клиентуре.
  4. Оборачиваемость указанной задолженности не анализируется, а если и анализируется, то без разбивки по каждому контрагенту, в результате чего просроченные долги «тонут» в общей ее массе, а имеющаяся информация о такой задолженности не соответствует действительности.
  5. Порядок работы с дебиторской задолженностью, по которой допущена просрочка платежей, нормативно не регламентирован.
  6. Наемный персонал никак не мотивирован на сбор информации о просроченной дебиторской задолженности и осуществление контроля в целях недопущения ее образования.

Чтобы систематически и эффективно взаимодействовать с контрагентами и управлять указанной задолженностью, фирма должна разработать и принять свою кредитную политику, то есть документ, регламентирующий порядок предоставления контрагентам товарных кредитов. Он должен определять, при выполнении каких конкретно условий контрагенты могут претендовать на получение товарных кредитов.

Для этого используются так называемые стандарты кредитоспособности. При их разработке служба финансового менеджмента должна обеспечить равновесие доходов от роста уровня реализации и расходов, связанных с риском образования долгов, безнадежных к взысканию.

При решении вопроса, давать ли товарный кредит конкретному клиенту, его платежеспособность и финансовая устойчивость анализируются в соответствии с данными стандартами. Далее в этом документе должны быть отражены возможные сроки предоставления кредита, его суммы и меры, которые будут приняты в случае его невозврата.

Для определения сроков предоставления и сумм товарного кредита в отношении каждого клиента изучаются его кредитная история и текущие потребности, анализируется его текущее финансовое состояние, используется так называемая «клиентская матрица» в зависимости от типа клиента, изучается отраслевая практика предоставления товарных кредитов.

Чтобы риск образования безнадежных долгов был минимальным, кредитор:

  • оценивает клиентскую кредитоспособность;
  • предоставляет товарные кредиты в строгом соответствии с разработанной им кредитной политикой;
  • заводит автоматизированный учет дебиторской задолженности с разбивкой ее на нормальную и просроченную;
  • проводит постоянный мониторинг состояния такой задолженности с назначением лиц, ответственных за его проведение;
  • обеспечивает погашение просроченной задолженности согласно принятому регламенту проведения такой работы;
  • стимулирует эффективное управление дебиторской задолженностью путем создания мотивирующей системы.

Работа по погашению просроченных долгов может проводиться следующим образом:

  • новые отгрузки в адрес должника полностью прекращаются;
  • его «достают» телефонными звонками;
  • должнику направляются уведомления в письменной форме и предъявляются претензии;
  • привлекаются коллекторы;
  • подаются иски в арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
 

Политика конфиденциальности

Вы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» своей волей и в своем интересе даёте письменное согласие ООО «КСК», находящемуся по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал, д. 66/18 стр.5) (далее – «Оператор»), в целях ведения деловой переписки и осведомления об услугах и предложениях ООО «КСК», а также соблюдения ООО «КСК» и третьими лицами требований законодательства РФ, на обработку ваших персональных данных, к которым в общем случае относятся: фамилия, имя, отчество; адрес места жительства (регистрации); номер домашнего и мобильного телефона; адрес электронной почты; номер паспорта или любого другого документа, удостоверяющего вашу личность, сведения о дате выдачи и выдавшем документ органе; год, месяц, день рождения; пол. ООО «КСК» вправе осуществлять обработку ваших персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу с использованием сети общего пользования Интернет), обезличивание, уничтожение ваших персональных данных.

Оператор вправе осуществлять обработку ваших персональных данных методом смешанной (в том числе автоматизированной) обработки.

Настоящее согласие вами дается на срок 1 год.