Дефектная ведомость

Обеспечение нормативного уровня качества в процессе изготовления продукции является важным резервом снижения себестоимости строительства и повышения производительности труда. Осуществление хозяйственной реформы требует расширения опыта управления качеством, имеющегося в отдельных строительных организациях и на предприятиях строительной индустрии. Выполнение работ в строгом соответствии с требованиями нормативных документов и проекта требует прежде всего анализа причин возникновения дефектов. К этим причинам можно отнести недостаток знаний исполнителей, отсутствие необходимой технической базы, специальных мер поощрения или эффективного контроля за качеством труда исполнителей, снижение ответственности и внимания при выполнении соответствующей работы. Практика показывает, что обеспечение нормативного уровня качества требует комплексного внедрения мероприятий по устранению причин возникновения дефектов. В совокупности эти мероприятия создают условия, при которых работники «знают, могут, хотят и успевают» выполнять работы доброкачественно.

Сами мероприятия при этом классифицируются по указанным в предыдущем параграфе подсистемам. Наиболее полно и четко элементы управления качеством отработаны в системе бездефектного изготовления продукции. Принципиальная особенность системы бездефектности заключается в том, что критерием производственного качества продукции становится оценка качества труда ее изготовителей. Тем самым управление качеством процесса труда работников становится средством (методом) управления качеством продукции. В понятие «качество процесса труда» включается ответственность исполнителя за соблюдение технологического режима, высокая требовательность работника к себе, самоконтроль, осознание важности своего труда. От качества труда зависит надежность, долговечность выполняемых строительно-монтажных работ. Работа без дефектов, с полным соблюдением технических и технологических требований — такова цель, которой должны отвечать оценка деятельности коллектива, материальные и моральные стимулы. Отсюда и новый критерий качества: сдача продукции с первого предъявления. Специфика отдельных производств, в частности строительно-монтажных работ, требует некоторой модификации критерия качества. Но суть его — выполнение работ без дополнительных затрат на переделки и исправления — не изменяется. В связи с новым критерием качества система уделяет самое серьезное внимание самоконтролю как важнейшему условию бездефектного выполнения работ. Применительно к новому критерию качества строятся материальное и моральное поощрение, организационная и воспитательная работа. Внедрение системы бездефектности означает, что не допускаются какие бы то ни было отступления от требований нормативной, проектно-технической и технологической документации; в этой связи составление дефектных ведомостей становится излишним; непосредственный исполнитель (рабочий, бригадир) несет полную ответственность за качество выполняемой работы; разрешение на приемку работ, выполненных с отступлением от чертежей и требований нормативной документации, может дать в исключительном случае только руководитель организации (предприятия) по согласованию с заказчиком и проектным институтом.

Системы бездефектности

Внедрение системы бездефектности в строительных организациях потребует отмены действующих в них временных указаний, в которых заложен иной критерий оценки качества строительно-монтажных работ. Термин «оценка качества выполнения работ» (изготовления продукции) означает, что, с одной стороны, оценивается работа, материализованная в продукции. Она может быть дефектной или годной. Только в таком смысле оценивает продукцию заказчик. С другой стороны, оценивается качество труда рабочих и инженерно-технических работников в процессе выполнения работы. И здесь возможны разные уровни (степени) оценки. Дифференциация оценок в данном случае необходима для того, чтобы выделить и поощрить труд лучших. Другими словами, дифференцированная оценка качества работ (труда) должна применяться как метод управления качеством труда внутри предприятия. Дифференциация может строиться на основе баллов или количества предъявлений (что имеет место в большинстве отраслей промышленности). В системе бездефектного выполнения строительно-монтажных работ сохранена балльная оценка. При этом оценка «отлично» выставляется, если работы полностью отвечают требованиям нормативной и проектной документации, выполнены с особой тщательностью и сданы с первого предъявления; «хорошо» — если работы полностью отвечают требованиям нормативной и проектной документации и приняты с первого предъявления; «удовлетворительно» — если работы не приняты с первого предъявления и для доведения их до требуемого уровня потребовались дополнительные затраты. Если в работе, предъявляемой впервые, имеются неисправимые дефекты, допускающие, однако, эксплуатацию строительной продукции, работа также оценивается на «удовлетворительно». Качество труда (выполнения работ) оценивается при приемке законченного комплекса (вида*) работ отдельных бригад (звеньев) и приемке в эксплуатацию законченных объектов, комплексов и очередей строительства.

На предприятиях строительной индустрии критерием качества для большинства профессий рабочих основных цехов, сдающих ОТК штучную продукцию, является процент сдачи ее с первого предъявления в заданной номенклатуре. Этот измеритель показывает, какая часть продукции выпущена сразу без дефектов и не требует дополнительных затрат на доводку. Для профессий рабочих, контролирующих сырье или обеспечивающих условия для нормального технологического режима производства, показателем бездефектности труда является строгое соблюдение технологических параметров, предусмотренных стандартами и техническими условиями. К таким профессиям относятся, например, операторы, мотористы, дозировщики заполнителей бетонов, добавок, дежурные слесаря. Как видим, система бездефектной сдачи продукции не предполагает обязательного распространения на все производственные участки и профессии единого показателя — процента сдачи продукции с первого предъявления. Применение системы в организациях имеет особенности, которые неизбежны в связи с различными условиями производства и сложившимися традициями достижения высокого качества продукции. Вот как выглядит комплекс мероприятий по внедрению системы в организациях. Здесь на базе строительных лабораторий трестов созданы отделы контроля, подчиненные отделу контроля качества главка. В них дополнительно на каждое строительное управление предусмотрены одна-две должности инженера по качеству. В их обязанности входит систематический выборочный надзор за качеством работ, внедрение операционного бригады, участка, СМУ и треста, основанный на ежедневном заполнении журналов работ мастерами и прорабами. Очень важно, что на службу технического контроля возложены учет качественных показателей и определение «цены качества», т. е. затрат на переделки и исправления.

Таким образом, в системе управления качеством действуют: подсистема материально-технической и организационной подготовки производства, подсистема контроля качества, подсистема информации о качестве; подсистема материального стимулирования. Методические указания рассматривают организацию претензионной работы как инструмент регулирования экономических отношений между организациями, участвующими в строительстве. Претензия — это требование, предъявляемое виновной стороне о возмещении причиненных ею убытков и об уплате штрафных санкций. Претензионная работа предусматривает осуществление ряда организационных мероприятий, прежде всего выделения специального работника для ее ведения. Указания рекомендуют возложить организацию претензионной работы на инженера производственно-технического отдела. Одновременно приказом по организации определяются обязанности лиц, участвующих в претензионной работе. Так, техническое обеспечение претензии (анализ проб, испытания образцов) возлагается на строительные лаборатории; экономические расчеты — на сметно-договорные отделы; оформление претензий и арбитражных исков — на юрисконсультов. Эти лица по первому требованию инженера, на которого возложена претензионная работа, дают необходимые сведения для оформления претензий к поставщикам материалов и заказчику (генподрядчику). Инженеру по претензионной работе вменяется в обязанность ежедневная проверка оплачиваемых счетов за поставленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Такой порядок дает возможность подрядной организации не только возместить причиненный убыток при нарушении договорных обязательств, но и взыскать с виновной стороны установленные законом санкции (штрафы, пени, неустойки). Если стало известно, что полученная продукция недоброкачественна или некомплектна, инженер по претензионной работе вместе с прорабом и начальником участка устанавливают характер и величину дефектов и определяют стоимость доводки продукции до требований ГОСТ или ТУ. На основании этих сведений составляется акт на некачественную продукцию, в котором указывается и срок доводки продукции до требуемого уровня. Система состоит из следующих подсистем: нормативной базы для оценки качества продукции на основе заводской стандартизации (стандартов предприятия); контроля и оценки качества отдельных конструктивных элементов и конечной продукции; материального и морального стимулирования качества продукции; организационной подготовки производства (включая создание отдела управления качеством).

Система рассматривает входной, операционный, технологический и приемочный контроль как операции технологического процесса выпуска продукции. Входной контроль осуществляется работниками лаборатории (материалы) и ОТК (комплектующие изделия) и проводится по методике, предусмотренной действующими государственными стандартами или другими общесоюзными нормативами. Критерием качества при входном контроле являются требования соответствующих стандартов. Операционный и технологический контроль осуществляется производственным персоналом, службой главного технолога и главного механика предприятия по методике, предусмотренной действующими общегосударственными или заводскими техническими условиями. Критерием качества при проведении этих видов контроля являются требования соответствующих технических условий и частично государственных и заводских стандартов. Приемочный контроль проводят работники отдела технического контроля по методике и в объеме требований, изложенных в стандартах предприятий. Приемочный контроль можно ввести и после окончания крупных операций внутри технологического процесса, заменив тем самым операционный контроль (например, после изготовления арматуры). Все указанные виды контроля являются плановыми, т. е. операциями технологического процесса, осуществляемыми в определенном месте по установленному графику. К показателям качества готовой продукции относятся: процент бракованных изделий, процент потерь от брака (в рублях), размер рекламаций, поступивших от заказчика, размер удержаний из прибыли в доход бюджета, произведенный органами государственного контроля качества. Показателем качества промежуточной продукции (полуфабриката) является доля продукции, соответствующая высшему стандарту предприятия. Принципиальное отличие системы управления качеством на предприятиях крупнопанельного домостроения от системы бездефектного изготовления продукции заключается в разработке заводских стандартов на отдельные конструктивные элементы крупнопанельных зданий и стимулирование работников за достижение показателей, отвечающих требованиям этих стандартов.

Разработка стандартов предприятия

Стандарты предприятия разрабатываются в соответствии с государственной системой стандартизации, повышением общего уровня качества, определяемого в ходе инспекционной проверки. Поскольку эти требования являются отступлением от государственных стандартов и их обеспечение обусловливает, как правило, меньшие трудозатраты, расценки на изделия, удовлетворяющие этим требованиям, устанавливаются ниже нормативных сдельных расценок, которые соответствуют изделиям первой категории качества. Изделия, выходящие за пределы третьей категории, являются браком данного производственного участка и оплате не подлежат. Исключения составляют отдельные требования, причины нарушения которых не связаны непосредственно с работой формовочного цеха. К ним относятся: несовершенство принятой технологии изготовления изделий, отсутствие на предприятии предусмотренного проектом оборудования и производственных площадей, нарушение требований стандарта в проекте продукции. Каждое возможное нарушение по этим причинам и его допустимый предел оговариваются в стандарте специальным примечанием с указанием срока его действия. Системой предусмотрено создание службы управления качеством. Правда, пока (в порядке опыта) новая структура внедряется в пределах действующих штатов, так как типовые штаты предусматривают на предприятиях только службу контроля качества. В эту службу входит отдел технического контроля, подчиненный директору предприятия, и лаборатория, которой непосредственно руководит главный инженер. Оба подразделения ни по своим функциям, ни по численности занятых сотрудников и их квалификации не в состоянии выполнить все задачи, относящиеся к управлению качеством. Функциями отделов управления качеством должно быть планирование качества, т. е. выбор показателей, установление их оптимального уровня на планируемый период времени и разработка различных (вместе с соответствующими подразделениями) мероприятий по обеспечению качества.

Этот отдел разрабатывает проекты стандартов предприятия, регистрирует и хранит контрольные экземпляры нормативных документов по качеству и обеспечивает ими все цехи и подразделения предприятий, подбирает поставщиков исходных материалов и комплектующих изделий, внедряет современные методы и средства контроля, проводит инспекционный контроль готовой продукции, организует гарантийный ремонт, знакомит кадры с требованиями нормативных документов. В соответствии с поставленными задачами в отделе должны быть: инженер-инспектор, обеспечивающий разработку методов контроля качества и проведение оценки качества продукции на всех этапах домостроительного процесса; инженер-стандартизатор, обеспечивающий разработку, учет, корректировку стандартов предприятия и решение всех вопросов стандартизации на предприятии; экономист, определяющий вместе с экономическими службами эффективность отдельных мероприятий и внедряющий вместе с ОТиЗ и профсоюзной организацией материальное и моральное стимулирование качества. Как показывает практика, переход к системе управления часто осуществляется поэтапно. Он начинается с применения материального стимулирования, которое неизбежно влечет за собой внедрение производственного контроля и учета качества работ. Внедрение системы контроля во многих организациях сопровождается разработкой нормативно-инструктивной базы управления качеством. Показатели качества должны доводиться до сведения работников. Это укрепляет моральные стимулы к повышению качества работ. Работники должны ясно представлять себе цель каждого мероприятия и системы в целом, т. е. требуется широкая пропагандистская и агитационная работа на базе анализа качества продукции, выпускаемой данной и аналогичной строительной организацией. Инженеры, техники, рабочие должны понять смысл мероприятия, в котором они принимают участие, и обязательные условия его выполнения. Рабочим надлежит знать границы их ответственности за качество работы и уметь сравнивать результаты своего труда с результатами других. От руководителей всех рангов требуется умение вскрыть резервы, за счет которых возможно осуществить мероприятие и развить инициативу подчиненных.

В этом смысле управление качеством продукции есть управление качеством труда работников, а само качество изделий является результатом качества труда их создателей. Совершенствование морального стимулирования качества является одной из центральных задач организационной работы. Практика создала разнообразные формы морального стимулирования коллективов и отдельных работников. К ним относятся: правительственные награды, награждение почетными грамотами и дипломами коллективов и работников.

 

Политика конфиденциальности

Вы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» своей волей и в своем интересе даёте письменное согласие ООО «КСК», находящемуся по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал, д. 66/18 стр.5) (далее – «Оператор»), в целях ведения деловой переписки и осведомления об услугах и предложениях ООО «КСК», а также соблюдения ООО «КСК» и третьими лицами требований законодательства РФ, на обработку ваших персональных данных, к которым в общем случае относятся: фамилия, имя, отчество; адрес места жительства (регистрации); номер домашнего и мобильного телефона; адрес электронной почты; номер паспорта или любого другого документа, удостоверяющего вашу личность, сведения о дате выдачи и выдавшем документ органе; год, месяц, день рождения; пол. ООО «КСК» вправе осуществлять обработку ваших персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу с использованием сети общего пользования Интернет), обезличивание, уничтожение ваших персональных данных.

Оператор вправе осуществлять обработку ваших персональных данных методом смешанной (в том числе автоматизированной) обработки.

Настоящее согласие вами дается на срок 1 год.