План-Фактный анализ

Экономисты применяют в работе такой вид анализа, как план-фактный. Иначе его называют план-факторным. С помощью этого инструментария можно вычислить, насколько близки к реализации плановые значения, отклоняются ли сотрудники фактически от заданной цели, если да, то из-за чего.

Инструмент применяется в случаях, когда нужно контролировать выполнение производственных и финансовых показателей организации ее руководящим составом. На любом предприятии применяется программный метод ведения хозяйства, деятельность не ведется на ощупь, на авось. Структурному подразделению, филиалу организации направляются плановые значения. Они должны вести свою деятельность таким образом, чтобы выполнить план или перевыполнить его. Так, в прогнозе могут отражаться следующие характеристики:

  • количество (масса) выпускаемых товаров;
  • объем оказываемых услуг, выполняемых работ.

Насколько отдел или филиал смогли достигнуть заданных значений, можно определить, проанализировав отчетные документы.

Есть годовая отчетность о доходах и расходах предприятия. В ней указывается, сколько товара на самом деле реализовано за указанный период. Информация о том, сколько товара и какого наименования произведено за то же время, есть в статотчетности о производстве изделий и в бухгалтерской документации, в частности в форме № 16. В ней отражается путь товара от выпуска до продажи. В качестве источника информации могут выступать и сведения из книги приобретений.

Главным способом определения результатов работы считается сравнительный метод. Для этого нужно взять плановые данные и фактические итоги. Нижеприведенные формулы позволят вычислить два основных показателя:

  • насколько отклонилось структурное подразделение/филиал от плана: Δ = Ф-П, где Ф — показатель фактического отклонения, а П — план;
  • процентный показатель достижения плановых показателей: % = Ф/П*100.

Не забудьте учитывать инфляцию цен. В этом случае данные по стоимости фактически произведенного товара нужно корректировать. Тогда вышеозначенные формулы немного усложнятся и будут выглядеть следующим образом:

  • Δi = Ф/I-П, где I — это индекс цен. Формула позволит вычислить, насколько фактический результат отклонился от плана, с учетом индексации стоимости продукции.
  • %i = (Ф/I)/П × 100 — формула позволяет рассчитать процентный показатель с учетом корректировки стоимости на данные инфляции.

В условиях инфляции стоимостной показатель фактического объема производства или реализации, как правило, корректируется с учетом индекса цен.

Когда будет выявлено, насколько соответствуют друг другу план и факт, нужно определить, почему так произошло. Это может быть следствием следующих обстоятельств:

  • на складских площадях оставалась партия товара;
  • низкая эффективность труда работников;
  • выполнение пунктов договоров;
  • ассортимент продукции и пр.

Такой метод аналитической работы, как план-фактный, необходим для главных статей расходов и доходов. Если нужно изучить, почему возникли нестыковки, то отдельно нужно проанализировать статьи операционные и функциональные. Есть возможность организовать анализ для всего предприятия и для его структурных подразделений. Как бы то ни было, руководство организации самостоятельно определяет, что и когда анализировать.

При использовании план-фактной методики нужно не забывать оформлять показатели результата работы и плана в одном виде, в противном случае не совсем корректно будет сравнивать информацию.

При выявлении каких-либо нестыковок можно оценить результат работы каждого звена в цепи (снабженческий отдел, производственный, логистический, кадровый и т. д.), чтобы сделать объективные выводы и принять меры к корректировке ситуации.

При анализе внимание уделяется данным, которые заметно отличаются от плановых чисел. Бывают внешние факторы, на которые не в силах повлиять структурные подразделения:

  • упал спрос;
  • закрываются организации, принадлежащие партнерам.

В таких случаях нужно в срочном порядке скорректировать бюджетные показатели, чтобы они не привели к краху предприятия. Не исключено, что придется отказаться от приобретения дополнительных агрегатов, перевести сотрудников на иной режим работы.

Когда будут определены отклонения, можно приступить к следующему шагу, чтобы оценить эффективность работы компании в целом или ее СП.

Индикатором для выявления обоснованности тех или иных расходов являются завершающие данные бюджета, такие как размер чистого потока денег. Например, нестыковки бюджетных статей можно анализировать с точки зрения того, как будут развиваться события. Если рассчитать, как повлияет тот или иной показатель, выбивающийся из плана, на объем финансовых средств, есть возможность сделать вывод о необходимости изменения плана на очередной квартал, полугодие или год.

 

Политика конфиденциальности

Вы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» своей волей и в своем интересе даёте письменное согласие ООО «КСК», находящемуся по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал, д. 66/18 стр.5) (далее – «Оператор»), в целях ведения деловой переписки и осведомления об услугах и предложениях ООО «КСК», а также соблюдения ООО «КСК» и третьими лицами требований законодательства РФ, на обработку ваших персональных данных, к которым в общем случае относятся: фамилия, имя, отчество; адрес места жительства (регистрации); номер домашнего и мобильного телефона; адрес электронной почты; номер паспорта или любого другого документа, удостоверяющего вашу личность, сведения о дате выдачи и выдавшем документ органе; год, месяц, день рождения; пол. ООО «КСК» вправе осуществлять обработку ваших персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу с использованием сети общего пользования Интернет), обезличивание, уничтожение ваших персональных данных.

Оператор вправе осуществлять обработку ваших персональных данных методом смешанной (в том числе автоматизированной) обработки.

Настоящее согласие вами дается на срок 1 год.