Публичное размещение акций

IPO — дебют компании на фондовом рынке

Термином Initial Public Offering (сокращенно IPO) обозначают первичное публичное размещение ценных бумаг корпорации на фондовой бирже, с последующей их продажей.

При первом размещении могут реализоваться как акции, которые были выпущены дополнительно, так и имеющиеся на руках акционеров.

Процесс IPO проводят для получения дохода учредителями предприятия. Именно учредители в первую очередь заинтересованы в выпуске акции на биржу, потому как это реальный и очень эффективный способ получить доход от разницы между суммой инвестированных в компанию средств и денег, которые получены от реализации ценных бумаг на финансовом рынке.

Есть три основных и наиболее популярных метода IPO.

  • С фиксированной стоимостью (открытое предложение). В данном случае стоимость акций устанавливается перед началом IPO. Особенность данного способа в том, что перед размещением существует определенный срок, во время которого компания собирает заказы на акции. Период сбора продолжается до того момента, когда весь пакет ценных бумаг не будет предварительно распродан или же компания не отменит их размещение на бирже. Метод очень распространен в Соединенных Штатах Америки, но на крупных мировых рынках он постепенно теряет свою популярность.
  • Аукцион. Самый популярный метод для реализации акций госпредприятий, а также при проведении приватизации. Но как метод IPO встречается очень редко, ведь он имеет существенный минус: нередко акции продаются не в полном объеме. Если рассмотреть его способ сформировать стоимость, то он является наиболее подходящим вариантом для тех эмитентов, информация о которых существует в большом количестве и известна широкому кругу инвесторов. Аукцион уместен для приватизации известных корпораций, которые работают в изученных и популярных для инвесторов областях, имеют большое количество постоянных клиентов и большой штат персонала.
  • Формирование книги заявок. Главная особенность данного метода в том, что андеррайтер (сторона, которая обеспечивает компании-эмитенту гарантии того, что реализация акций принесет доход; как правило инвестиционные банки играют роль таких гарантов) получает абсолютный контроль над тем, кому и в каком количестве будут предложены ценные бумаги для покупки. Книгу заявок начинают формировать после утверждения и оглашения ценовой вилки, которая, в свою очередь, может не являться финальным вариантом, и нередко окончательная стоимость далеко выходит за ее диапазон.

Существует особая процедура при формировании заявок. Согласно ей андеррайтер предварительно обращается к потенциальным покупателям ценных бумаг, чтобы выяснить их заинтересованность в приобретении акций. Интерес определяется по особой заявке, которая имеет определенное количество акций — Bid. Покупатели предварительно имеют возможность заявить о верхнем пределе цены, которую они могут отдать за одну акцию (Price limit). Стандартный срок формирования книги заявок составляет 2–4 месяца. В ней отмечается дата, когда заявка была вынесена на рассмотрение, а также все даты пересмотра по ней. Также указываются значения Bid и Price limit.

Сами заявки делятся на три вида:

  • обычная заявка на приобретение определенного пакета ценных бумаг, какая бы финальная стоимость его ни была;
  • заявка с предельной максимальной суммой, за которую инвестор готов приобрести акцию;
  • заявка, в которой инвестор указывает, какое количество бумаг он готов купить, в зависимости от их стоимости.

Бывают также комбинированные методы проведения IPO, во время которых различные пакеты акций реализуются с использованием аукциона, книги заявок или по фиксированной цене. IPO может проводиться в следующих видах: аукцион и составление книги заявок, аукцион и предложение с фиксированной ценой или составление книги заявок и предложение с фиксированной стоимостью (самый распространенный вариант).

Этапы первичного публичного размещения

Рассмотрим главные этапы публичного размещения с использованием метода составления книги заявок. Реализация акций делится на шесть условных этапов, которые могут изменяться, сохраняя при этом основную постоянную структуру.

  1. Предварительная подготовка
  2. Корпорация за несколько лет до публичного размещения (обычно за 1–2 года) обязана соблюдать определенные требования, которые предъявляются к компаниям, акции которых уже размещаются на бирже: иметь четко построенный бизнес-план, а также на постоянной основе подготавливать отчетность по финансам.

  3. Организация команды под IPO
  4. На данном этапе компания формирует команду, члены которой будут помогать проводить IPO. В ней обязательно должны присутствовать: компания-аудитор, инвестиционный банк, а также юридическая фирма. Команда должна провести общий сбор за 1–2 месяца до подачи документов в комиссию по ценным бумагам. Во время собрания распределяются зоны ответственности по всем участникам команды, составляются план и график проведения IPO. Когда все участники команды закончат собрание, IPO будет запущен официально.

  5. Составление эмиссионного проспекта
  6. Является основным инструментом привлечения инвесторов. В нем обязательно должна присутствовать подробная информация о компании, которая предлагает акции. Как правило, она содержит в себе финотчетность за пять последних лет, информацию о целевой аудитории, основных конкурентах, перспективах и планах по развитию, а также характеристику управляющего персонала. В это же время инвестиционный банк проводит глубокий анализ эмитента, скрупулезно изучая всю доступную информацию, выделяя нюансы, которые будут затем внесены в документацию, и отчеты для инвестора, направляемые со стороны юридического партнера и аудитора.

    Перед тем как выпустить окончательную версию эмиссионного проспекта, он должен пройти проверку в Комиссии по ценным бумагам. Главный андеррайтер на данном этапе определяет, кто из инвестиционных партнеров будет осуществлять поддержку и распространять проспект среди потенциальных клиентов. Затем он направляется инвестиционным инвесторам для ознакомления.

  7. Период Road Shoe
  8. В разных городах посещаются собрания инвесторов, а также крупных вкладчиков, таких как банки, различные фонды, страховые корпорации. В этот период очень важно заинтересовать потенциальных клиентов покупкой акций компании. Обычно Road Show длится примерно месяц. В период проведения Road Show на ежедневной основе руководству компании необходимо проводить как минимум по две встречи с потенциальными покупателями ценных бумаг. Это очень ответственный этап подготовки IPO. Также в этот период андеррайтер начинает составлять книгу заявок.

    После того как Road Show закончено, учредители компании проводят собрание с инвестиционными банкирами, во время которого утверждают объем выпускаемых акций, а также стоимость, по которой они будут предлагаться инвесторам. Формируются количество ценных бумаг и их стоимость исходя из предварительной оценки спроса на них. После утверждения стоимости в печать отправляются окончательная версия эмиссионного проспекта, а также поправка на цену. После того как ее одобрят учредители, ценные бумаги распределяются по клиентам.

  9. Старт продаж ценных бумаг
  10. После того как стоимость акций будет окончательно утверждена, но не раньше двух дней после печати эмиссионного проспекта, делается объявление о старте IPO (как правило, публичное заявление делается после того, как закроются все торги на бирже). Ценные бумаги начинают распределяться между андеррайтерами и их партнерами. Старт продаж акций начинается на следующий день одновременно с началом работы биржи. На данном этапе ведущий инвестиционный банк должен контролировать процесс продаж, обеспечивая стабильную стоимость ценных бумаг.

  11. Заключение сделки
  12. Сделка считается завершенной в том случае, если компания передала пакет акций своему андеррайтеру, а тот, в свою очередь, перевел на ее счет денежные средства в полном объеме (процедура занимает обычно три дня). Ровно через неделю после завершения сделки первичное размещение официально объявляется успешно состоявшимся, а спустя двадцать пять дней с момента старта IPO заканчивается и период молчания. Только когда данный период подойдет к концу, члены команды имеют право делать публичные заявления о прогнозируемой цене компании, а также рекомендовать приобретение ценных бумаг потенциальным инвесторам.

    Пик активности публичных размещений пришелся на конец 1990-х гг., когда более двухсот крупнейших корпораций одновременно вышли на международный фондовый рынок.

    Пионером IPO среди отечественных компаний стал «Вымпелком», который в 1997 г. впервые разместил свои акции на Нью-Йоркской бирже.

    За последние 15 лет число российских компаний, которые прошли процедуру первичного публичного размещения акций, заметно возросло.

    Компании из России отдают предпочтение двум биржам — ММВБ и РТС, но многие из них планируют выход на международные площадки. Со слов экспертов, причина этого кроется в том, что на отечественном рынке слабо представлены эффективные инструменты, позволяющие заключать выгодные сделки, а это, в свою очередь, приводит к снижению торговой активности на фондовой бирже.

    Российские компании в качестве платформ для размещения ценных бумаг на западе обычно выбирают NASDAQ и AIM, которые являются частью NYSE и LES соответственно. На них уже активно проводятся торги ценными бумагами отечественных компаний.


Возврат к списку

Услуги КСК ГРУПП