Релевантность

Степень совпадения ожиданий пользователя при вводе поискового запроса и результатов, выданных программой, называется релевантностью. Эффективность поисковой системы определяется этим параметром. Алгоритм, которому следует робот при обработке запроса, ищет соответствующие требованиям слова на различных ресурсах. Релевантность какой-либо страницы сайта определяется числом фраз, совпадающих с использованными в поисковом запросе предложениями.

Как определяется релевантность?

Различные поисковые системы имеют разные пороги количества слов-ключей при определении релевантности. Для того чтобы страница была признана соответствующей запросу, уровень совпадающих слов должен быть больше пяти процентов. Если доля востребованных слов на сайте меньше пятипроцентного барьера, то такой ресурс признается недостаточно релевантным и просто игнорируется. Однако в том случае, когда площадка содержит намного большее количество искомых фраз, чем нужно для определения соответствия, то ее блокирует спам-фильтр. Поисковые системы открывают пользователям путь во Всемирную сеть. Развитие Интернета отдало главную роль этим программам.

Развитие алгоритма

После создания система поиска информации работала отлично до тех пор, пока не наступил очередной этап развития Интернета. В ответ на запрос пользователя выдавалась не пара тематических сайтов, а тысячи. Быстро определить, что из предоставленного имеет ценность, было невозможно. Среди выдаваемого списка сайтов присутствовали как высококачественные ресурсы, так и бесполезные. Для отсева нужного от ненужного и был разработан алгоритм определения релевантности. За счет него люди вновь могли получить желаемую информацию быстро, не разбирая груду лишних документов.

Сразу после создания программа-поисковик в определении релевантности руководствовалась исключительно внутренними параметрами рассматриваемого сайта. Такими критериями были:

  1. плотность слов-ключей на странице;
  2. частота нужных фраз в метатегах;
  3. искомые выражения в заголовках;
  4. совпадение с терминами в оформлении статьи.

Изобретение и распространение дорвеев (doorway) изменило всё. Эти специальные страницы содержали только слова из популярных запросов. Их цель — поднять рейтинг сайта в таблице выдачи бота. При переходе на такую страницу-наживку пользователь перенаправлялся на другой сайт или страницу. Для борьбы с данным жульничеством потребовалось создать систему оценки внешних критериев портала. Упрощенно данный алгоритм можно описать следующей формулой:
Р = Н × ( В + С ),
где:

  • Р — общая релевантность сайта;
  • Н — репутация сайта, оценка его наружных параметров независимо от запроса человека;
  • В — соответствие наполнения сайта искомой фразе;
  • С — степень совпадения текста ссылок на страницу и введенной пользователем фразы, ссылочное ранжирование.

Обдумав данное математическое выражение, можно понять принцип оценки релевантности современными поисковыми роботами. Реальная работа алгоритма гораздо сложнее, и ее смысл не уместится в формулу, которая лишь дает сведения о главных учитываемых параметрах.

Внутренняя релевантность сайта

Поисковая система оценивает внутреннюю релевантность портала путем подсчета количества искомых фраз на статью. Так, наиболее часто повторяемое слово программа сочтет ключевым.

При совпадении введенной человеком фразы с самой повторяемой последовательностью слов на сайте этот ресурс будет сочтен релевантным. Такое наиболее повторяемое предложение или слово вычисляется поисковиком для каждого портала.

Большое значение имеет не только наличие на странице сайта всех слов, введенных пользователем, но и их последовательность. Кроме того, учитывается расположение фраз в иерархии текста. Наибольшее значение придается словам в названиях. Если статья озаглавлена в той же формулировке, что и запрос посетителя, то релевантность портала для данного запроса будет высокой. Также учитываются и другие критерии важности слов-ключей, представленные ниже.

  1. Количество синонимов искомого слова.
  2. Положение относительно начала текста. Значимость ключа увеличивается в зависимости от того, насколько близок он к первой строке.
  3. Расстояние между словами, составляющими запрошенную фразу. Чем точнее предложение будет повторяться на сайте, тем этот ресурс предпочтительнее.
  4. Включение соответствующих слов в теги, метатеги, заголовки, названия страниц.

А также поисковый робот отмечает тематику ресурса и, если она полностью совпадает с запросом, выдает этот сайт как результат.

Внешняя релевантность сайта

Для оценки этого вида соответствия сайта используется термин ссылочной популярности. Величина этого критерия зависит от цитируемости обследуемого ресурса другими порталами. Авторитетность сайта зависит в данном случае от количества ссылок на него, размещенных на сторонних площадках. Таким образом, популярность в сети напрямую влияет на оценку качества контента. Алгоритм оценки внешней релевантности сохранил суть со времени своего изобретения основателями компании Google. С того момента он подвергся многим доработкам и работает до сих пор. Руководствуясь количеством найденных ссылок на сайт, поисковая система составляет PageRank — коэффициент, отражающий внешнюю релевантность ресурса.

Яндекс обзавелся своим клоном PR. Для составления критерия авторитетности сайта в 2001 году был разработан ВИЦ. Аббревиатура дословно расшифровывается как взвешенный индекс цитирования. Эта величина была ранее доступна, но в 2002 году ее скрыли от глаз пользователей из-за попыток ее накрутки. Сейчас есть возможность ознакомления лишь с критерием ТИЦ, который задействован для упорядочения сайтов в реестре Яндекса.

ИЦ используется и Рамблером тоже. Но данный индекс используется совместно с рейтингом посещений сайта пользователями. Система Рамблер улучшена этой технологией с 2002 года.

Первой программой, включившей в свой алгоритм ИЦ, была система «Апорт». Переменная была введена в 1999 году. В этом поисковике индекс составлялся лишь на основании самой значимой ссылки, полученной с наиболее популярного сайта.

Как повысить релевантность веб страниц

Релевантность веб-страниц — это оценочное понятие, которое активно используется в сфере поискового продвижения и оптимизации сайтов. Проблемы, связанные с поиском соответствующей информации, становятся основной причиной падения уровня конверсии веб-площадок.

Если представитель целевой аудитории не может найти на страницах сайта необходимый ему контент (текст, аудиозапись, видеофайл, изображение), он приступает к поиску альтернативного источника для получения информации. Иными словами, посетитель уходит с сайта к одному из конкурентов, умеющему размещать качественный и актуальный контент.

Причины падения уровня релевантности

Формально исследование релевантности в области информационного поиска началось в середине прошлого века. Новая отрасль изучения позже получила называние библиометрики. Особое внимание в ходе ранних исследований уделялось поиску актуальных и точных текстов, отвечающих на конкретный вопрос.

С развитием и глобализацией Интернета информационный поток значительно увеличился. Появилось огромное количество нерелевантных веб-страниц, которые заточены исключительно под индексацию в поисковых системах. В результате появилось понятие технической релевантности. Во многом именно желание подстроиться под современные требования Яндекса и Google привело к значительному увеличению количества нерелевантных сайтов.

Причины падения релевантности веб-страниц

  1. Использование неуникального контента плохого качества.
  2. Несоответствие представленной информации заданным для ее поиска ключевым запросам.
  3. Размещение устаревшей, неактуальной или ложной информации.
  4. Проблемы с оптимизацией сайта, в том числе ссылочной массой и внутренней перелинковкой.
  5. Превышение оптимального уровня частности слов и прочие проблемы с семантическим ядром.
  6. Недостаточное или неправильное использование инструментов для раскрутки сайта.

В некоторых случаях запрос может иметь неоднозначную интерпретацию или различные правильные ответы, поэтому при оценке полезности веб-страниц учитывается разнообразие результатов. Наиболее релевантные веб-страницы необязательно являются самыми полезными для пользователя. Отображение сайта на первой странице в результатах поиска также не стоит приравнивать к высокому качеству общей релевантности. Временные передовые позиции в поисковой выдаче часто занимают сайты, хорошо оптимизированные с технической стороны.

Релевантность по ключевому запросу с точки зрения обычной поисковой системы — полученное после анализа соотношение количества запросов и остальных слов/словосочетаний в тексте. Качество самого контента при этом не оценивается. Для преодоления подобного недостатка была предложена специальная мера, называемая «максимальной предельной релевантностью» (MMR). В ее рамках рассчитывается актуальность каждого документа только с точки зрения того, сколько новой информации он приносит на фоне и с учетом предыдущих результатов.

Способы повышения релевантности веб-страниц

Релевантность контента влияет на процесс индексации и ранжирования сайта. Проблемы с оптимизацией информации приводят к сокращению уровня конверсии. Даже если страницы оптимизированы под требования поисковика, низкое качество контента со временем приведет к оттоку посетителей. Специалисты в области поискового продвижения предоставляют несколько полезных советов, связанных с повышением уровня релевантности.

Представитель целевой аудитории покинет сайт, на котором предоставлена хоть и хорошо технически оптимизированная, но устаревшая информация. Современные алгоритмы работы роботов поисковых систем учитывают поведенческие факторы, поэтому со временем веб-страница потеряет и свою техническую релевантность (позиции в топе выдачи снизятся).

Методы повышения релевантности сайта

  1. Привлечение профессиональных веб-дизайнеров, которые займутся разработкой сайта. Качественное юзабилити, приятный дизайн и продуманные параметры структуры сделают сайт приятным для аудитории.
  2. Использование ключевых слов в метатегах (title и descriprion), URL и заголовке h Внимание следует уделить описанию (descriprion), поскольку именно оно отображается в списке поисковой выдачи.
  3. Оптимизация изображений на сайте путем использования тегов alt и title. В современном SEO картинки влияют на процесс продвижения веб-страниц. Этот тип контента обязан соответствовать тематике сайта.
  4. Оптимизация частотности ключевых запросов в тексте. Показатель тошноты по слову не должен превышать 3,5%. Ключевые запросы рекомендуется размещать в первых и последних 100 словах текста.
  5. Повышение общего качества контента. Структурированный, уникальный, осмысленный и хорошо написанный текст высоко ценится аудиторией. Допускаются разбивка и изменение по падежам дополнительных ключевых слов. Использовать можно многоступенчатую систему подзаголовков (h2–h9).
  6. Продуманная внутренняя перелинковка и правильный обмен внешними ссылками. Наращивать ссылочную массу рекомендуется постепенно. Внутренние гиперссылки следует проверять на смысловое соответствие. Для обмена ссылками рекомендуется привлекать надежных партнеров, сайты которых считаются авторитетными источниками для получения тематической информации.
  7. Улучшение социальных сигналов с помощью размещения контекстной рекламы, различных маркетинговых объявлений и обзоров на тематических сайтах (виртуальные каталоги, блоги, площадки для размещения отзывов и рецензий). Сюда следует также отнести продвижение в социальных сетях (SMM).

Принцип релевантности предполагает использование на веб-страницах уникальных, полезных, актуальных и интересных текстов, разбавленных тематическим визуальным контентом (изображения, анимация и видеоролики). Поисковик — это роботизированная система, работающая по заранее прописанным алгоритмам. Во время индексации поисковая машина не в состоянии проверить красоту написания или актуальность текста. Реальную оценку релевантности сайта можно получить лишь в процессе личного изучения веб-станиц.

Владельцу сайта рекомендуется проследить за реакцией посетителей. Если речь заходит о площадке, нацеленной на диалог с представителями целевой аудитории, можно запустить опрос, в котором посетители отметят факторы, по их мнению, снижающие уровень релевантности веб-страниц.

Эффективные способы повысить релевантность страницы позволят удержать сайт на лидирующих местах в поисковой выдаче. Оптимизируя площадку под поисковое продвижение, следует также не забывать о прочих инструментах SEO. Только комплексный подход к раскрутке сайта позволит повысить уровень конверсии.

 

Политика конфиденциальности

Вы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» своей волей и в своем интересе даёте письменное согласие ООО «КСК», находящемуся по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал, д. 66/18 стр.5) (далее – «Оператор»), в целях ведения деловой переписки и осведомления об услугах и предложениях ООО «КСК», а также соблюдения ООО «КСК» и третьими лицами требований законодательства РФ, на обработку ваших персональных данных, к которым в общем случае относятся: фамилия, имя, отчество; адрес места жительства (регистрации); номер домашнего и мобильного телефона; адрес электронной почты; номер паспорта или любого другого документа, удостоверяющего вашу личность, сведения о дате выдачи и выдавшем документ органе; год, месяц, день рождения; пол. ООО «КСК» вправе осуществлять обработку ваших персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу с использованием сети общего пользования Интернет), обезличивание, уничтожение ваших персональных данных.

Оператор вправе осуществлять обработку ваших персональных данных методом смешанной (в том числе автоматизированной) обработки.

Настоящее согласие вами дается на срок 1 год.