Стартап

Любой бизнес-план является точной программой для деятельности предприятия, которая должна содержать информацию о товаре или услуге, методах производства, предполагаемых рынках сбыта, маркетинговых кампаниях. Так как инновационный проект подразумевает производство нового товара или кардинальные изменения старого, то бизнес-план инновационного проекта должен включать в себя разделы о планируемом доходе, норме рентабельности и финансовом эффекте.

Отличительные особенности структуры

Цель любого инновационного проекта — создать принципиально новую или кардинально измененную техническую, технологическую, экономическую, информационную или социальную систему с высоким коммерческим эффектом путем значительного снижения затрат при производстве продукта или услуги. В качестве примера можно назвать разработку современных систем для коммуникации на основе новейших научных исследований и опросов потребителей. Инновационный проект может быть научно-техническим, исследовательским или организационным и рассчитывается на уровне одного предприятия, региона или страны. Это может быть новый товар или услуга, метод управления или производства, освоение нового рынка, применение нового сырья.

Циклы разработки инновационного проекта

  1. Идея должна быть подтверждена результатами научных и маркетинговых исследований.
  2. Так как все новое обществом воспринимается с трудом, то реализация всегда связана с повышенным риском, что снижает возможность получить положительный результат.
  3. Разработку не могут осуществить рядовые менеджеры с мотивацией в виде денежного вознаграждения, так как все новое требует творческого подхода.
  4. Особенности бизнес-плана инновационного проекта требуют в процессе разработки внедрить новый стиль управления, основанный на личной заинтересованности.
  5. Начальная идея в процессе разработки может кардинально измениться.

Возможные источники финансирования

Вывод на рынок нового продукта или услуги невозможен без надлежащего финансирования. В качестве примера можно назвать:

  • свои средства;
  • средства из бюджета (не более 50%);
  • банковские кредиты;
  • инвестиции бизнес-ангелов;
  • венчурные инвестиции;
  • международные гранты.

Чтобы получить финансирование, необходимо обосновать, почему инвесторам выгодно вкладывать средства, доказать, что это не просто новая идея — рынок на самом деле готов принять новый продукт. Содержание должно:

  • доказать целесообразность вкладывания средств именно в этот конкретный продукт;
  • определить срок окупаемости, рентабельность и предполагаемый доход;
  • обосновать коммерческий эффект;
  • описать все действия, которые будут предприниматься для того, чтобы осуществить инвестиции (разработка бизнес-плана инновационного проекта);
  • содержать договоры, патенты, прайс-листы.

Но основной составляющей является бизнес-план, позволяющий вести переговоры с потенциальными инвесторами.

Особенности структуры и содержания

Особенности бизнес-плана инновационного проекта отражаются в его структуре и содержании:

  • содержание должно доказать эффективность производства нового продукта;
  • убедить потенциальных инвесторов, что новый товар (услуга) востребован на рынке;
  • тщательно проанализировать потенциальные риски;
  • оформить стартовый баланс.

Расчет эффективности

Основной показатель, который необходимо предоставить потенциальным инвесторам, — эффективность инновационного проекта. Для ее расчета следует использовать методы, применяемые в современном анализе, начиная с расчета чистой настоящей ценности, отражающей выгоду для инвестора во время его осуществления. Чаще всего доказательством выгоды является то обстоятельство, что инновация способна дать более высокий доход, чем помещение аналогичной суммы на банковский депозит. Для того чтобы рассчитать ее эффективность, необходимо в первую очередь спланировать объем денежных потоков для текущих затрат, ожидаемого сбыта и издержек на трансакции при организации сделок. Все расчеты следует обосновать ссылками на методические материалы, особенно если документ предназначается для привлечения государственных инвестиций, международных грантов или бизнес-ангелов.

Затруднения при расчете ценности инвестиций чаще всего доставляет учет предполагаемой инфляции. На самом деле в большинстве случаев расчет производится без учета этого показателя.

В качестве примера исключений можно рассмотреть следующие ситуации:

  • существует прогноз, что стоимость ресурсов, необходимых для производства, будет расти быстрее, чем инфляция;
  • прибыль запланировано использовать на приобретение товара, стоимость которого будет расти быстрее, чем инфляция.

Обе ситуации легко смоделировать, если в формулу расчета ввести поправку на разность между ростом цены ресурса (или товара) и показателем инфляции.

Доказательства востребованности нового продукта

Чтобы инвестор поверил, что новый товар действительно востребован на рынке, в бизнес-плане необходимо охарактеризовать сбыт путем проведения маркетинговых исследований, включающих в себя:

  • определение мотивации, приводящей к приобретению конкретного товара (пример — товар дешевле, чем предлагаемый конкурентами);
  • определение целевого рынка (пример — продукт разработан специально для студентов и школьников);
  • оценку рынка с точки зрения объема продаж (пример — из опросов следует, что потребители не всегда способны найти подобный товар; тот, что имеется на рынке, их полностью не устраивает);
  • анализ сегментации потенциальных потребителей (пример — товар будет реализоваться в районе, в котором расположено несколько учебных заведений);
  • анализ положения нового предприятия, все плюсы и минусы (пример — низкая себестоимость позволяет снизить цену);
  • оценку деятельности конкурентов (пример — конкуренты производят похожую продукцию, но некоторые характеристики отличаются).

В содержании документа также должны быть отображены:

  • емкость рынка, исходя из опросов и других методов исследования;
  • планируемый объем продаж.

Все цифры в содержании должны базироваться на качественном маркетинговом исследовании (пример — метод Home-test).

Инвестор должен поверить, что:

  1. все исследования проводились по авторитетной и признанной нормативными актами методике (пример — комплексные Mix-методики);
  2. было выбрано достаточное количество респондентов;
  3. все анкеты, заполненные во время маркетингового исследования, являются подлинными (предоставить в приложении);
  4. проведены дополнительные кабинетные исследования (пример — анализ данных СМИ или Госкомстата);
  5. новый товар и производящее его предприятие достаточно конкурентоспособны;
  6. в производстве будет использован самый экономичный вид сырья, и его конъюнктура в будущем существенно не изменится.

Результаты нужно оформить наглядно (пример — применяются таблицы, графики и иллюстрации). Главное — содержание должно доказать инвестору, что достаточно большая доля спроса на рынке будет захвачена новым товаром.

Анализ рисков

Самое важное при создании этого раздела — продемонстрировать рациональное и трезвое отношение к новому делу. К тому же готовность и способность провести анализ рисков сами по себе укрепляют уверенность инвесторов в том, что они доверяют свои сбережения профессионалам. В содержании бизнес-плана результаты этого анализа должны завершаться перечнем мероприятий, направленных на устранение или минимизацию рисков, и расчетов по объему средств, необходимых для их осуществления. При расчетах желательно применять различные методы. Пример — математический расчет вероятности дополнительных издержек.

Основной раздел — стартовый баланс

Актив стартового баланса должен полностью отражать все основные и оборотные средства, на приобретение которых будут потрачены средства инвесторов. Пассив должен отражать источники, которые разработчики проекта планируют мобилизовать для его реализации (пример — имеется 50% собственных средств, 20% предоставляет государство, 30% необходимо привлечь). Стартовый баланс должен дать инвестору представление о том, с чего начнется работа, какие финансовые результаты планируется получить. Особенности бизнес-плана инновационного проекта — структурированный материал и анализ условий, при которых предприятие способно работать без убытков, свидетельствующий об оптимизированных планах при расчетах цены и объемов производства нового продукта. Но следует отметить, что структура и содержание бизнес-плана может меняться. Все будет зависеть от конкретной ситуации.

 

Политика конфиденциальности

Вы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» своей волей и в своем интересе даёте письменное согласие ООО «КСК», находящемуся по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал, д. 66/18 стр.5) (далее – «Оператор»), в целях ведения деловой переписки и осведомления об услугах и предложениях ООО «КСК», а также соблюдения ООО «КСК» и третьими лицами требований законодательства РФ, на обработку ваших персональных данных, к которым в общем случае относятся: фамилия, имя, отчество; адрес места жительства (регистрации); номер домашнего и мобильного телефона; адрес электронной почты; номер паспорта или любого другого документа, удостоверяющего вашу личность, сведения о дате выдачи и выдавшем документ органе; год, месяц, день рождения; пол. ООО «КСК» вправе осуществлять обработку ваших персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу с использованием сети общего пользования Интернет), обезличивание, уничтожение ваших персональных данных.

Оператор вправе осуществлять обработку ваших персональных данных методом смешанной (в том числе автоматизированной) обработки.

Настоящее согласие вами дается на срок 1 год.