В наш адрес от Вашей компании был направлен запрос на консультацию следующего содержания:
Компания 1 является импортером электроинструментов.
В настоящее время действует обязанность по расчету и уплате экологического сбора (расчет на основании таможенных кодов ввезенных товаров – для нас это картонная упаковка и аккумуляторы).
Сейчас к нам поступают предложения от сторонних организаций по оказанию услуг по официальной организации утилизации упаковки на мусорных полигонах с утверждением, что указанные услуги/действия приводят к сокращению экологического сбора.
ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ, ЭКОСБОРА
«По Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления”, ваша компания имеет право НЕ платить экосбор, а взаимодействовать непосредственно с утилизатором, тем самым реализуя нормативы.
Данное взаимодействие снизит расходы ВАШЕЙ КОМПАНИИ вплоть до 50% по сравнению с уплатой экосбора.
Просим Вас рассмотреть возможность взаимодействия.
Готовы к любому аудиту и приглашаем Вас на экскурсию по нашему предприятию!
Благодарю за обратную связь!»
Вопрос: является ли это законными операциями в рамках законодательства РФ?
На основании п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закона № 89-ФЗ) утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Чтобы выполнить данное требование, отходы необходимо собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Перечень товаров содержит столбец «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров, упаковки товаров. При выборе условия аналогичного назначения товаров, упаковки и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования следует руководствоваться присвоенной категорией товару, упаковке товара согласно перечню товаров.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р (далее - Распоряжение № 2791-р), которое содержит 46 групп товаров, а также 8 групп упаковки товаров, подлежащих утилизации.
Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, выполнение нормативов утилизации подтверждается актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 статьи 24.2; договорами, предусмотренными пунктом 4 статьи 24.2, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
Письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460 «О направлении поручения» рекомендована форма акта утилизации отходов.
Следует обратить внимание на следующие моменты.
Нередко Росприроднадзор оспаривает выполнение компаниями нормативов по утилизации. При этом Росприроднадзор ссылается на тот факт, что при утилизации товаров обществом была применена технология сортировки, прессования, разборки, шредирования, которые в силу закона являются деятельностью по обработке отходов - предварительной подготовке отходов к дальнейшей утилизации; при этом непосредственно самого процесса утилизации отходов произведено не было (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2019 № Ф07-10512/2019 по делу № А21-14610/2018). Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что обществом не представлены документы, подтверждающие факт утилизации отходов, то есть выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии с Межгосударственным стандартом «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами термины и определения» ГОСТ 30772-2001, введенными в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст, под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза, под рекуперацией отходов - деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
Кроме того, проверяется и сам оператор по утилизации отходов и наличие у него соответствующей лицензии (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2019 № Ф07-10512/2019 по делу № А21-14610/2018, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 № 01АП-3881/2019 по делу № А38-26/2019).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2019 № Ф07-8860/2019 по делу № А44-7947/2018 обществу начислен сбор по причине того, что оно произвело предварительную обработку отходов, но не вернуло их в производственный цикл, не осуществило утилизацию, в связи с чем не вправе зачесть в счет выполнения норматива утилизации объем отходов, указанный в акте утилизации. В данном случае суды установили, что общество сортирует, дробит, прессует отходы упаковочного гофрокартона незагрязненного. А переработчик промывает, подсушивает, измельчает, агломерирует (изменяет объем занимаемого отходами пространства) полиэтиленовые отходы, то есть, используя указанные выше технологии, не возвращает отходы в производственный цикл, а лишь обрабатывает их.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.10.2019 № Ф10-4762/2019 по делу № А54-8959/2018 удовлетворено требование о взыскании задолженности по экологическому сбору, поскольку заключенные обществом с третьими лицами договоры фактически являются договорами поставки товаров вторичной переработки, вторичного сырья, а не договорами на оказание услуг по сбору и утилизации отходов.
В другом деле обществу удалось свое право отстоять и доказать, что имела место утилизация отходов, а наличие лицензии не было обязательным (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 № 01АП-3881/2019 по делу № А38-26/2019). Доказательная база строилась на возможности замещения отходов в целях обеспечения нормативов, которая предусмотрена пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона 89-ФЗ.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл оспаривало факт того, что лицензия, выданная оператору по утилизации отходов, предоставляет ему право только на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, отходов I - IV классов опасности, исключая право утилизации таких отходов. Но оператором была осуществлена утилизация отходов, имеющих по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, V класс опасности, поэтому применительно к положениям статьи 9 Закона №89-ФЗ и пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по утилизации таких отходов не применимо.
Аналогичные выводы содержит Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.02.2019 № Ф09-575/19 по делу № А34-11784/2017.
Возможность замены уплаты экологического сбора организацией сбора, обработки, утилизации отходов самостоятельно или с привлечением специализированной компании предусмотрена законодательно. Специализированная компания должна иметь лицензию на оказание услуг по утилизации отходов соответствующего класса, должна обеспечить подтверждение факта утилизации отходов за отчетный период именно тех видов отходов, которые определены договором на переработку и утилизацию отходов и в необходимом объеме.
![]()
Аттестованный аудитор (Минфин РФ), член СРО ААС, Участник Президентской программы подготовки управленческих кадров и международной стажировки Федерального министерства экономики и технологий Федеративной Республики Германия.