Чтобы проверка не застала врасплох

16.10.2018
mezhueva.jpg

Руководители любой компании и каждый индивидуальный предприниматель хорошо знают, что если приходит налоговая проверка, то, как правило, бизнес получает очень большие суммы доначисления налогов, а также штрафы и пени за их несвоевременную уплату. Многие надеются, что им повезет и проверка все-таки не случится, но, к сожалению, такая позиция не помогает ее избежать. По моему опыту лучший способ снизить риск доначисления налогов - это четко знать, кого, когда и в каких случаях проверяют налоговые органы и как заранее подготовиться к этой процедуре.

Итак, важно знать, что налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные.

Первые проводятся дистанционно. Налоговый орган проверяет предоставленные налогоплательщиком декларации, а также запрашивает у него отдельные документы, которые могут подтвердить указанные в декларациях данные. Кроме того, в последнее время в ходе камеральной проверки налоговые органы часто пользуются другими источниками информации, например базой СПАРК или находят сведения о деятельности проверяемой компании в интернете.

Но самым мощным инструментом налогового контроля сейчас является АСК НДС-2. Это автоматизированная система, которая позволяет увидеть все связи вашей компании с контрагентами и проследить уплату ими НДС, который вы приняли к вычету, в бюджет.

Если в ходе камеральной налоговой проверки нарушений не выявлено, вы можете даже не узнать, что она в отношении вашей компании вообще проводилась.

Но вот если обнаружены какие-то несоответствия, налоговая может сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, или начать выездную проверку.

Важно знать, что если вы планируете подать уточненную декларацию по любому налогу, в которой он начислен в меньшем размере, чем ранее, то камеральной проверки вам не избежать.

Выездная проверка проходит в офисе проверяемой компании. Она не проводится просто так, вдруг. Налоговые органы планируют такие мероприятия заранее. Критерии, по которым формируется план проверок, четко определены и зафиксированы. И если вы получили решение о назначении выездной проверки, что же делать?

Чаще всего выездная проверка проводится по всем налогам: на добавленную стоимость (НДС), доходы физических лиц (НДФЛ), на прибыль и на имущество.

Самые большие доначисления по итогам комплексной налоговой проверки компании получают по нескольким основаниям.

Например, оплачены услуги, работы, товары с НДС недобросовестными контрагентами, которые не уплатили НДС в бюджет. В то же время проверяемая компания уплаченный поставщикам налог на добавленную стоимость взяла к вычету. В этом случае будут доначислены сумма НДС, необоснованно принятая к вычету, плюс штраф и пени.

Другой случай: сотрудники, которые работали в компании по трудовым договорам, зарегистрировались в качестве ИП (индивидуального предпринимателя), однако выплачиваемое им вознаграждение носит постоянный характер и, по сути, является заработной платой. Доначисление составит НДФЛ и ФСС со всей суммы выплаты ИП плюс штраф и пени.

Если бизнес разделен на несколько юридических лиц, применяющих УСН (упрощенную систему налогообложения) или ЕНВД (единый налог на вмененный доход) исключительно с целью оптимизации налоговой нагрузки, то доначислят налоги со всех оборотов, как если бы компания применяла общую систему налогообложения, и те же штраф с пени.

Наконец, компания, применяющая ОСН (общую систему налогообложения), приняла к уменьшению налогооблагаемой прибыли расходы, не имеющие очевидный экономический смысл или производственную направленность. Согласно статье 54.1 Налогового кодекса РФ, проверяющие органы вправе не принять к уменьшению налогооблагаемой прибыли такие расходы, включая взносы в ФСС или НДС, относящиеся к таким расходам.

Все расходы должны иметь отношение к бизнесу, быть направленными на получение прибыли.

Рецепт снижения риска доначисления налогов по всем перечисленным основаниям один. Во-первых, все расходы должны иметь отношение к бизнесу, деловую цель, быть направленными на получение прибыли. Во-вторых, быть разумными, экономически обоснованными и соответствовать рыночным ценам. В-третьих, в компании должен быть разработан и утвержден руководителем регламент проверки всех контрагентов на предмет добросовестности.

И последнее, важное правило: все операции необходимо оформлять документально! Чем больше у вас документов, тем меньше рисков. Все бухгалтеры знают, что первичные бухгалтерские документы (акты, счета-фактуры, накладные) должны быть обязательно. Однако этого недостаточно, чтобы убедить налоговые органы. Нужны также отчеты, переписка, фотографии, протоколы совещаний, докладные записки и тому подобное.

Итак, чтобы подготовиться к налоговой проверке, нужно проанализировать все совершенные финансово-хозяйственные операции за три предыдущих года, проверить их обоснованность и подтверждение, при отсутствии - восстановить недостающие документы. Четкость правовой позиции и правильное документальное оформление всех операций - это гарантия успешной, безопасной и долгосрочной работы вашей компании.


Взято из источника: Российская газета



Возврат к списку

Последние новости

20.08.2019

К коллекторам пришли за долгами

Одно из крупнейших агентств получило иск от АСВ

29.07.2019

Основателю ХК «Фаэтон» припомнили поручительство

Россельхозбанк подал банкротный иск к Сергею Снопку.

22.07.2019

В Москве побит рекорд по продажам квартир

Но их приобретали не реальные покупатели, а сами застройщики.