Московское метро подорожало вдвое

14.11.2019

Программа его строительства превышает 2 трлн рублей.

Строительство метро с 2011 по 2024 г. может обойтись бюджету Москвы более чем в 2 трлн руб., следует из Адресной инвестиционной программы (АИП, опубликована на сайте мэрии). Документ описывает расходы бюджета на различные объекты за три года, изменения в него вносятся ежегодно.

На строительство метро город в 2020–2022 гг. направит 700 млрд руб. – годом ранее план был на 546 млрд (+28%). В эти расходы входят проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы на линиях и станциях метро, а также на депо и технологической части пересадочных узлов. С 2011 г. по начало 2019 г. Москва вложила в развитие метро около 855 млрд руб. (данные АИП). До конца года будет освоено еще 176 млрд руб., к 2023 г. остаток лимита бюджетных обязательств составит 331 млрд руб.

Программа строительства метро, начатая командой Сергея Собянина в 2011 г., предполагала увеличение протяженности московского метро в полтора раза (строительство более 150 км новых линий и 78 станций к концу 2020 г.). Это должно было снизить нагрузку на действующую сеть и обеспечить шаговую доступность для 93% жителей города. Чиновники уверяли, что стоимость строительства метро сокращена по сравнению с лужковским периодом на 25–30%, а сроки строительства – вдвое.

При утверждении программы метро в 2012 г. ее стоимость оценивалась в 900 млрд руб. Ее несколько раз пересматривали, и в АИП на 2015–2018 гг. она стоила 1,3 трлн руб., теперь – в 2,2 раза больше, чем вначале. Удорожание в основном связано с тем, что программа сильно расширилась, объясняет сотрудник стройкомплекса. «Утверждена программа строительства объектов метрополитена до 2023 г., которая предполагает дальнейшее увеличение протяженности линий метрополитена и включение новых объектов: 203,68 км, 92 станций и 13 депо», – подтверждает представитель департамента строительства Москвы. Город начал строить метро на территории новой Москвы, объясняет он, принято решение продлить Люблинско-Дмитровскую, Калининско-Солнцевскую и Сокольническую линии, метро появится в Троицке, Внукове, Рублево-Архангельском. Строительство линии в Рублево-Архангельское в АИП отнесено на 2020–2024 гг.

Но подорожали и те объекты, которые уже строятся: северо-восточный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) – с 109 млрд до 133 млрд, западный участок – с 71 млрд до 91 млрд, восточный участок ТПК – с 86 млрд до 119 млрд, Кожуховская линия – с 128,5 млрд до 189,5 млрд руб. Это удорожание представитель департамента строительства объясняет увеличением заработной платы рабочих, покупкой высокотехнологичного импортного оборудования, ростом затрат на подготовку территорий и технологическое присоединение, повышением ставки НДС. «Договоры подряда не всегда формируются с твердой ценой, что связано с техническими особенностями объекта. Стоимость строительства может меняться из-за роста цен на строительные материалы и оборудование, электроэнергию, топливо, указывает и представитель объединения «Ингеоком» (подрядчик метро).

Анна Горлова

При строительстве метро зачастую возникают обстоятельства, влияющие на рост стоимости строительно-монтажных работ.

Анна Горлова

Руководитель строительного департамента

Затраты на строительство метро могут увеличиться и из-за недостаточно проработанной проектной документации, сказали «Ведомостям» несколько городских подрядчиков: процессы строительства и проектирования могут идти параллельно. Представитель департамента строительства эту информацию не прокомментировал.

Сроки ввода метро расходятся с заявленными. Например, ТПК должен был замкнуться в 2022 г., но, судя по АИП, его строительство продолжится и после 2023 г. Введено в эксплуатацию 103,8 км новых линий (без учета МЦК – Московского центрального кольца, частично интегрированного с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам), 52 новые станции и 10 электродепо.

«Когда в городе находится больше 15 млн человек, а плотность превышает 100 человек на гектар – это не вопрос рассуждений «дорого или дешево», это жизненная необходимость», – комментирует директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Чтобы город двигался, нужен мощный рельсовый каркас, который состоит из метро, железных дорог и трамвая, уверен он. «Москва по всем этим позициям работает: в метро грандиозные темпы строительства, введено МЦК и строится МЦД. В планах города обеспечить пешую доступность к метро 95% населения города, если этого не будет сделано, город просто встанет», – продолжает Блинкин.

В Москве необходимо развивать метро, соглашается сооснователь фонда «Городские проекты» Максим Кац. Но он называет «большой проблемой» то, что сопоставимые со стоимостью метрополитена суммы город тратит на строительство дорог, а на создание трамвайных линий – очень мало: «Многие транспортные проблемы можно было бы решить разветвленной сетью трамваев. Это было бы так же эффективно, как и метро, но в 10 раз дешевле».

В АИП на развитие трамвайной инфраструктуры на три года заложено всего 20,74 млрд руб.


Взято из источника: Ведомости


Возврат к списку

Последние новости

КСК ГРУПП в СМИ
Когда автомобиль не роскошь

В 2014 году в действие вступили повышающие коэффициенты на транспортный налог для владельцев дорогих автомобилей. В ноябре 2020 года уведомления с повышенным налогом автовладельцы стали получать даже в том случае, если в договоре о покупке машины фигурировала стоимость ниже 3 миллионов рублей.

КСК ГРУПП в СМИ
Дочерняя компания аэропорта Шереметьево начала «чистку» кадров

Сотрудники «Шереметьево Хэндлинг», дочерней структуры АО «Международный аэропорт Шереметьево», пожаловались на нарушение трудового законодательства в Государственную инспекцию труда в Московской области (Роструд) и Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру.

Новости компании
Практический семинар на тему: «Что делать собственнику и его управляющему, когда аренда стала обреме...

Джавид Эйюбов, юрист практики структурирования бизнеса КСК ГРУПП, выступит на вебинаре, организованном Союзом Управляющих ресторанами Федерации Рестораторов и Отельеров России.