Налог с оборота

Налог с оборота представляет собой один из видов косвенных налогов, который рассчитывается на основе размера оборота субъекта предпринимательской деятельности. Он вводится с целью стимулирования производства продукции и оказания услуг. Ввиду особенностей начисления налоговая нагрузка на предприятия, которые производят материальные ценности, уменьшается. А размер налогов для компаний, специализирующихся на купле-продаже продукции, увеличивается.

Этот вид налога является устаревшим и в Российской Федерации заменен на НДС в 1992 году. В настоящее время он действует в некоторых странах мира и имеет размер процентной ставки до 18%.

При начислении налога на оборот значение имеют операции, относящиеся к обороту. В них включается:

  • Операции по продаже товаров и услуг в рамках работы конкретного субъекта;
  • Использование сырья и готовой продукции для внутренних нужд компании;
  • Операции по экспорту произведенной продукции без учета операций по продаже, которые необходимы для обеспечения работы предприятия в другом государстве.

Объекты налогообложения включают в себя:

  • Оборот товаров внутри государства, за минусом товаров, которые прямо внесены в список исключений местными нормативно-правовыми актами;
  • Товары, которые импортируются в страну, кроме внесенных в список исключений;
  • Оказание услуг внутри страны;
  • Приобретение продукции.

Плательщик налога на оборот обязан предоставлять в фискальные органы страны документы о своей регистрации в качестве предпринимателя (физического или юридического лица), а также отчетность по обороту и начисленным налогам.

Расчет этого вида налога максимально прост. Необходимо перечислить в государственный бюджет установленный законодательством процент от суммы оборота компании. При этом из получившейся суммы вычитается размер ранее начисленного и уплаченного налога на оборот.

В России налог появился в 1930 году. Позднее была введена система акцизных сборов, однако она была неэффективной и советское правительство вернулось к налогу на оборот. Тогда он рассчитывался на основе разницы между оптовой и розничной ценой товаров. А субъектами налогообложения выступали производственные компании. Механизмы плановой экономии и жесткого контроля позволяли эффективно наполнять бюджеты.

Минус этого способа налогообложения — взыскание налогового платежа в любом случае, независимо от фактической реализации товара. Поэтому он снижает эффективность хозяйственной деятельности, если компании не успевают реагировать на изменение спроса.


Возврат к списку