Налоговый суверенитет

Налоговый суверенитет — неотъемлемое право каждого государства самостоятельно устанавливать на своей территории налоговую систему, устанавливать виды и размеры налогов, порядок их уплаты в государственные и местные бюджеты. Налоговый суверенитет присущ любой независимой стране наряду с территориальным и политическим суверенитетом.

В некоторых случаях налоговый суверенитет может быть ограничен

Это происходит в случае, когда функции назначения и взыскания налогов добровольно передаются странами наднациональным объединениям. Например, управляющему органу союза государств, учитывая общие принципы функционирования экономической системы.

  • Представляет собой неограниченное другими странами право назначать налоги и взимать их в государственные бюджеты.
  • Суверенитет по взиманию налогов работает только на определенной территории, которая совпадает с границами государства. В некоторых странах действие налогового суверенитета может распространяться на территории за пределами государств. Например, представительства и консульства в определенных странах.
  • Налоговый суверенитет подразумевает право взимать налоги не только с граждан конкретной страны, но и с резидентов, которые осуществляют деятельность на ее территории. Ограничение или изменение этого правила возможны в рамках заключенных государствами международных соглашений во избежание двойного налогообложения.

Налоговый суверенитет теряет свою самодостаточность.

В настоящее время с учетом интернационализации экономики налоговый суверенитет теряет свою самодостаточность. Так как многие корпорации ведут свой бизнес в разных странах, налоговая система не может существовать изолированно.

Сейчас суверенитеты существуют с некоторыми ограничениями и нюансами:

  • Предприятия, которые имеют подразделения в разных странах, подвергаются двойному налогообложению — в месте регистрации и в месте образования дохода. Поэтому им приходится прибегать к оптимизации налоговой нагрузки.
  • Налоговые суверенитеты разных государств интегрируются друг с другом таким образом, чтобы развивать международное сотрудничества и привлекать иностранные инвестиции;
  • В рамках функционирования национальных налоговых систем предусматривается обмен информацией между фискальными органами;
  • Разрабатываются и реализуются мероприятия, которые упрощают существование плательщиков налогов, работающих в рамках иностранного налогового суверенитета.

Одновременно с этим существуют и определенные трудности в дальнейшей интеграции. Страны ведут борьбу за приоритет собственной системы налогообложения и снижают налоговую нагрузку для привлечения инвестиций на свою территорию.


Возврат к списку