Кейсы по консалтингу Управленческий учет на предприятии

Клиент избежал дальнейших убытков и сохранил бизнес. Стоимость услуги КСК ГРУПП – 700 000 руб.

КСК ГРУПП регулярно проводит для предпринимателей бизнес-завтрак на тему «Управленческий учет как инструмент принятия стратегических решений». Посетив мероприятие и заинтересовавшись возможностью реализации решений, о которых консультанты рассказали на семинаре, Собственник крупной производственной компании обратился в КСК ГРУПП.

Компания является одной из крупнейших по добыче нерудных полезных ископаемых и производству щебня в России. Сам Собственник постоянно живет в Москве, в то время как все производственные площадки находятся в различных регионах.

Много лет компания успешно работала и приносила прибыль. Но в 2013 году, впервые за весь период работы, фирма получила убыток. Определить, в чем именно проблема, самостоятельно оказалось невозможно, так как управленческого учета в компании нет. Имеется некий исторически сложившийся набор показателей, который Собственнику направляет главный бухгалтер. И все это устраивало, пока деятельность компании не показала убытки.

Эксперты КСК ГРУПП провели экспресс-проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как оказалось, у Клиента нет описания производственных процессов, а в учетной системе отсутствует движение затрат в разрезе каждого из них.

Важно понимать, что если у Клиента нет картинки, как должны формироваться затраты, то это и не может быть построено в учете. Это значит, что в компании не учитывалось то, что на производство каждого вида продукции требуется различный объем затрат. Клиент не понимал, как формируется себестоимость и на чем он терял деньги.

Эксперты КСК ГРУПП изучили работу коммерческой службы, где тоже обнаружили немало проблем. Например, сформировав на интуитивном уровне себестоимость продукции, также интуитивно выставляют и цены! Получается, что никто не анализирует, что происходит с издержками, как формируется себестоимость каждого вида продукции (и возможности такой нет, так как эти данные не выстроены). И в какой-то момент получилось так, что те цены, которые устанавливаются по интуиции, уже не соответствуют затратам предприятия. В ходе анализа смежных продаваемых позиций у других компаний оказалось, что в некоторых случаях стоимость продукции у Клиента была занижена в 2–2,5 раза.

Вследствие интуитивно выставленных цен уменьшается рентабельность, платежеспособность самого предприятия также падает. Дебиторская задолженность из-за невозможности ее контроля выросла за один год в два раза. В итоге, несмотря на то, что деятельность была прибыльная, предприятие докатилось до кредитов.

С этими задачами красной нитью связана и эффективность работы коммерческой группы. Без данных бухгалтерско-управленческого учета нельзя построить маркетинговую стратегию. Получается, что у Собственника на данном уровне управленческого учета отсутствует контроль не только за производственной, но и за коммерческой деятельностью. Современная экономическая ситуация становится такой, что без управленческого учета, на одной интуиции, без единой системы, строго отлаженной и автономно работающей, деятельность предприятия скатывается в убытки и становится совершенно неподконтрольной.

Отстроив и внедрив систему управленческого учета с нуля (начиная от формирования себестоимости по каждому виду производимой продукции), Клиент получил четкое представление о функционировании своего бизнеса и выявил слабые места, была пересмотрена ценовая политика, разработана система управления дебиторской задолженностью, все финансовые потоки стали прозрачны и понятны.

По итогу 2015 года компания снова начала работать в прибыль. Таким образом, Клиент избежал убытков в будущем и сохранил свой бизнес, сделав его эффективным.