+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00
+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00

ФАС усиливает контроль за картелями, усиливает уголовную ответственность и готовится активировать ГИС «Антикартель» со 100% проверкой госзакупок. Делимся опытом наших экспертов по признакам картельного сговора, ответственностью и мерам по минимизации рисков квалификации картельного сговора.

Наполнять дефицитный бюджет страны за счет бизнеса мобилизованы все контролирующие органы. К традиционным передовикам по сборам – налоговой и таможне, активно подключается антимонопольная служба. В декабре 2024 г. увеличена уголовная ответственность с 3-х до 5-ти лет за преступления связанные с ограничением конкуренции путем картельного сговора (ч.1 ст.178 УК РФ ФЗ-467).
Области антикартельного контроля существенно расширились. Помимо традиционных госзакупок ФАС стал искать картели на маркетплейсах, среди производителей сливочного масла, в сфере ЖКХ. Управление по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок ФАС во главе с О. Дубковым сообщило о сосредоточении 85% картелей в тендерах госзакупок.
03 февраля 2025 года ФАС опубликовала статистику борьбы с картелями за предыдущий год (*). В сравнении с 2023 годом (**):количество проверок увеличилось на +50% (с 2911 до 4369 закупок);

  • возбуждено административных дел о картелях +10% (с 287 до 315 дел);
  • количество уголовных дел по ст.178 ч.1 (о картелях) выросло на +15% (с 39 до 42 дел);
  • объем взысканных штрафов в бюджет составил 1 млрд. руб.

Фокусировка ФАС на картелях не случайна. Штрафы по сговору на торгах исчисляются в процентах от выручки виновных лиц, либо от начальной цены контракта госзакупки. Поймав крупных недобросовестных бизнесменов план по пополнению бюджета может легко перевыполнить за счет 2-3 дел в год. Усиленная уголовная ответственность служит мощным аргументом сговорчивости бизнеса к скорейшей уплате штрафов.
Юристы нашей команды ощутили антикартельную активность ФАС через рост обращений за помощью в судебной защите по возбужденным делам о картелях. В статье мы обобщаем личный опыт в специфическом виде антиконкурентных соглашений – «картель на торгах».

Картель на торгах

Статья 11 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года №135-ФЗ признает картелем и запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Верховный суд РФ в 2021 году установил, что для подтверждения наличия картеля должен быть доказан факт того, что участники торгов являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют целью предмет, определенный в соответствующей статье закона (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 04.03.2021).
Простыми словами, картель – это незаконное соглашение группы хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке, а целью картеля на торгах является именно повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
Помощь ФАС в выявлении признаков картельного соглашения оказывают органы прокуратуры и следствия, пользуясь всей полнотой инструментов сбора доказательств (перлюстрация электронной почты, телефонных разговоров, сообщений в мессенджерах, банковских выписок, допросе сотрудников, установки средств ауди и видео наблюдения). Инициировать проверку фактов нарушения антимонопольного законодательства могут и общественные организации.
Часто наши клиенты обнаруживают одновременный «десант» проверяющих из нескольких органов, появляющийся без предупреждения и изымающий документы, компьютеры, переписку. Попутно изымались печати нескольких организаций, хранящихся в одном месте у одного бухгалтера, записные книжки руководителей и записи «параллельной бухгалтерии».
Распространенным и неприятным сюрпризом для проверяемых бизнесменов является то, что проверяющим известно содержание телефонных переговоров руководителей взаимосвязанных организаций, на которых открыто обсуждались вопросы:

  • участия в электронных торгах;
  • распределения аукционов между организациями;
  • согласовывался уровень ценовых предложений, которых будут придерживаться на торгах.

При обнаружении признаков картеля на торгах ФАС возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства с последующим возбуждением административного производства. При наличии условий инициируется возбуждение уголовного дела по ст. 178 «Ограничение конкуренции» УК РФ.

Ответственность за картель

Государство считает картели очень опасными экономическим правонарушениям, что отражает размер и виды санкций за сговор:

  • административное наказание — штраф, который носит оборотный характер до 4 % годовой выручки;
  • для должностных лиц — до 50 000 рублей с последующим запретом занимать определенные должности в течение 3-х лет;
  • уголовное наказание – от уголовного штрафа до лишения свободы на 5-ть лет, если на торгах участник получил доход в крупном размере — более 80 млн руб.;
  • уголовное наказание до 6-ти лет лишения свободы со штрафом до 4 млн. руб., если на торгах участник получил доход в особо крупном размере – свыше 395 млн. руб.

Отягчающими обстоятельствами для уголовного наказания является нанесение в ходе картельного сговора крупного ущерба государству на сумму более 16 млн рублей или особо крупного ущерба — более 47,5 млн рублей. В целях рассмотрения уголовного дела под доходом понимается не прибыль, полученная по договору, а выручка (!) – цена контракта.

Аудит картельного сговора

Ожидаемое в 2025 году 2-х кратное увеличение проверок ФАС по поиску признаков картельного сговора повысит риски участников госзакупок и маркетплейсов. Эксперты нашей антикартельной Практики рекомендуют регулярным участникам электронных торгов и маркетплейсов:

  1. провести картель-аудит ранее проведенных торгов с целью минимизации доказательной базы возможных нарушений;
  2. соблюдать информационную гигиену в коммуникациях контрагентов и электронном документообороте;
  3. знать и не допускать формальных критериев появления антиконкурентного соглашения.

В большинстве известных нам случаев антимонопольные органы предъявляют претензии при выявлении формальных признаков картельного сговора:

  • большинство торгов выигрывает одна и та же компания;
  • ряд компаний выигрывают торги по очереди;
  • минимальное число участников торгов;
  • участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях;
  • отказ хозяйствующих субъектов от ценовой конкуренции в пользу друг друга на аукционах (незначительное снижение начальной максимальной цены в аукционах, несмотря на отсутствие законодательных нормативов «снижения»);
  • присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения;
  • отличие цен на торгах от рыночной цены.

Косвенными доказательствами картеля антимонопольные органы считают использование одного IP-адреса для подачи заявок на участие в аукционах, ценовых предложений и заключения контрактов, вход с идентичного IP-адреса в ряд онлайн-систем, например, банковских, наличие одинаковой контактной информации у нескольких хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах.
Перечень признаков картеля не является закрытым. Например, имели место случаи, когда привлекаемые к ответственности компании в конкретных делах получают претензии о картельном сговоре по причине того, что они не участвовали в этих торгах (!).

ГИС «АНТИКАРТЕЛЬ»

22 мая 2024 года ФАС анонсировала внесение изменений в ФЗ «О защите конкуренции» с целью создания ГИС «Антикартель». Авторы законопроекта и разработчики ПО с помощью искусственного интеллекта внедряют широкий функционал автоматизированного анализа торгов на ежедневной основе с риск-ориентированным подходом и интеграцией с различными информационными системами и базами данных органов власти и юрлиц. ГИС «Антикартель» позволит «проводить комплексное исследование данных и ежедневный анализ 100% проводимых закупочных процедур, а также оперативно получать информацию, сокращая число направляемых запросов» (***).

Внедрение тотального автоматизированного контроля при интеграции данных ГИС «Антикартель» с базами ИФНС (МАРМ АИС «Налог-3») и банков сможет моментально выявлять взаимосвязи участников торгов, учитывая территориальность, отраслевую принадлежность и сотни других критериев. Светофорная индикация позволит моментально и превентивно передавать сведения в правоохранительные органы и формировать в режиме онлайн цифровые доказательства из систем СОРМ-1 и СОРМ-2.

Заблаговременный аудит «антикартель» нашей Практики повышает шансы выигрыша судебных споров с антимонопольными органами. Также наши эксперты помогут подготовить документы и надежно аргументировать позицию на этапе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Справочная информация
*     -  ФАС Статистика 2023
**   -  ФАС Статистика 2024
*** -  Проект изменений ГИС «Антикартель»

Эксперты

Все эксперты
Андрей Грищев Андрей Грищев
Эксперт в области судебной антимонопольной защиты бизнеса с 30-ти летним опытом
Михаил Меркулов Михаил Меркулов
Директор практики Организационного развития

Бесплатная консультация

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время

Отправляя заявку, вы даете согласие
на обработку ваших персональных данных

Успешно!

Ваша заявка отправлена!

Наши услуги

Все услуги
Аудит и оценка
Юридические услуги
Финансы и инвестиции
Консалтинг
Автоматизация бизнеса
Цифровизация
Строительный консалтинг
#Аудит РСБУ и СВК
Налоговый аудит
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Учетная политика организации
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Аутсорс бухгалтерии
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Кадровый аудит
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Подбор персонала
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Юридическая структура
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Релокация бизнеса
Подробнее
#Структурирование бизнеса #Защита активов #Корпоративное право
Структурирование активов
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Аналог выездной проверки
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых проверок
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Консультация по налогам
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Риски непогашенной задолженности
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Досудебное урегулирование споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Трансфертное ценообразование
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Льготы для IT-компаний
Подробнее
#Защита активов #Private консалтинг
Защита личных активов
Подробнее
#Корпоративное право
Сопровождение сделок
Подробнее
#Private консалтинг
Ликвидация КИК
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Банковские гарантии
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Факторинг
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Целевое финансирование бизнеса
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовая стратегия
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Система бюджетирования
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовый юрист
Подробнее
#Страт консалтинг
Разработка KPI
Подробнее
#Страт консалтинг #Обучение / коучинг
Обучение руководителей
Подробнее
#Управление производством
Оптимизация производства+
Подробнее
#Управление производством
Организация производства+
Подробнее
#Управление производством
Реинжиниринг производства+
Подробнее
#Управление производством
Тиражирование производства+
Подробнее
#Управление производством
Управление цепями поставок+
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Разработка сайтов и приложений
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Интернет-маркетинг
Подробнее
#Продажи #Обучение / коучинг
Обучение отдела продаж
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Комплексная автоматизация
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:ERP Управление предприятием
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:ERP Управление холдингом (ERP+УХ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Управление небольшой фирмой (УНФ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
Dynamics 365 (ERP+CRM)
Подробнее
#Внедрение CRM #Внедрение корпоративного портала
Первая Форма
Подробнее
#Управление холдингом
1С:Управление холдингом
Подробнее
#Управление холдингом
Power BI
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:Бухгалтерия
Подробнее
#Внедрение CRM
1С CRM
Подробнее
#Внедрение CRM
Битрикс24
Подробнее
#Управление строительством
Технический заказчик
Подробнее
#Управление строительством
Внедрение стандартов НОСТРОЙ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Строительный контроль
Подробнее
#Сопровождение строительства
Приемка строительных работ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Сюрвейинг для банков
Подробнее
#Строительная документация
Финансово-строительный аудит
Подробнее
#Строительная документация
Договор строительного подряда
Подробнее

Книги

Книга «Волшебная таблетка»

Книга «Волшебная таблетка»

«Волшебная таблетка» – это книга об успешном опыте внедрения технологий и выхода бизнеса на новый уровень.
Подробнее
Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Эта книга является материалом данного тренинга «Эффективный менеджер и руководитель». Она идеальна в качестве самоучителя.
Подробнее