+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00
+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00

Факторинг с регрессом

Факторинг — это переуступка дебиторской задолженности, при которой поставщик реализует покупателю товар/услугу, а оплату получает от фактора. При этом покупатель становится должником последнего.

Фактором может выступать банк, факторинговая компания или финансовый агент.

Схема операции факторинга

  1. Поставщик подписывает договор с фактором.
  2. Поставщик реализует покупателю товар/услугу.
  3. Фактор производит поставщику первую выплату (не больше 90% от стоимости поставки).
  4. Покупатель погашает фактору задолженность.
  5. Фактор выплачивает поставщику остаток за минусом комиссии.

Как отразить факторинговую операцию в бухгалтерском учете

Способ учета факторинговой сделки зависит от вида договора. На 2017 г. актуальны два вида факторинга:

  • с регрессом— договор с риском для поставщика; если покупатель не оплатит долг, полученные от фактора деньги придется вернуть;
  • без регрессарискует финансовый агент, поскольку в случае неоплаты его расходы не возмещаются.

Для бухгалтерского учета оба вида факторинга имеют некоторые отличия. По понятным причинам, клиенты чаще заключают сделки без регресса, поэтому рассмотрим, как отразить операцию факторинга именно по такому договору.

Если вы поставщик

По ст. 128 ГК РФ, право требования — это часть имущества предприятия. Для бухгалтерского учета его продажа считается выбытием прочих активов, а доход от продажи — прочим доходом. Оплату комиссионных фактору относят к операционным расходам.

Дебет Кредит Операция

  • 62 90.1 Произвели покупателю отгрузку.
  • 3 68 Начислили НДС по реализации.
  • 51 76 Провели первую выплату от фактора.
  • 76 91.1 Переуступили долг покупателя фактору.
  • 2 62 Списали долг с покупателя.
  • 76 51 Оплатили комиссионные фактору.
  • 2 76 Признали комиссионные в составе операционных расходов, без НДС.
  • 3 76 Учли НДС по комиссии.
  • 76 62 Списали оставшийся долг покупателя.
  • 51 76 Провели вторую выплату от фактора за минусом комиссионных.
  • 68 19.3 Приняли к вычету НДС.

Если вы покупатель

Дебет Кредит Операция

  • 41 60 Провели приход от поставщика.
  • 3 60 Учли входной НДС.
  • 68 19.3 Приняли к вычету НДС.
  • 1 60.1 Перекинули кредиторскую задолженность на фактора.
  • 1 51 Оплатили долг фактору.

Если вы фактор

Дебет Кредит Операция

  • 58 76.5 Учли финансовое вложение (долг за отгрузку минус комиссионные).
  • 5 51 Перечислили поставщику первую выплату.
  • 51 76.7 Получили оплату от покупателя.
  • 5 51 Перечислили поставщику вторую выплату (за вычетом комиссионных).
  • 7 91.1 Учли доход от сделки.
  • 2 68 Начислили НДС по комиссионным (от разницы между полученным и учтенным финансированием).

Как учесть факторинговую операцию для налогообложения

Учет налога на прибыль

Для поставщика комиссионные финансовому агенту — это убыток, который признается налоговым органом в полном объеме и без ограничения вычета (см. ст. 279 налоговый кодекс РФ). Учитывается он во внереализационных расходах (факт оплаты должен быть документально подтвержден и экономически обоснован). Также комиссионные можно учесть как прочий расход по производству и/или реализации. Зачитываются они так: 50% суммы включают во внереализационные расходы датой переуступки, оставшиеся 50% признаются после 45 календарных суток от того же срока.

Учет НДС

Услуги факторинговой компании включают НДС (см. п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговой базой для них является стоимость переуступленных товаров/услуг, которая рассчитывается от их цен, учитывая акцизы (если товары подакцизные) не включая НДС (см. ст. 40 НК РФ).

Если вы поставщик, то можете возместить входную сумму налога, только прежде необходимо доказать, что поступившее финансирование использовано для производства товаров/услуг, по которым начисляется НДС, а также на закупку основных средств, материалов, сырья, на выплату зарплаты, уплату налогов. В этом случае со стороны фискальных органов претензий не будет.

Как провести операцию факторинга в «1С: Управление торговлей», версия 11

  1. Отгрузку покупателю делаете стандартно, через «Реализация товаров/услуг» и выставляете счет-фактуру.
  2. Переуступку требования агенту оформляете аналогичным документом. Операция не подлежит обложению налогом, поэтому счет-фактуру выставлять не надо.
  3. Списываете денежное требование с покупателя (обычно проводится как «Прочие расходы»). Для этого создаете документ «Списание задолженности», выбираете тип долга «Задолженность дебитора», дебитором выбираете покупателя и подвязываете статью затрат.
  4. Первую выплату от фактора проводите как «Оплата от покупателя». Плательщиком выбираете своего финансового агента, в основании платежа подтягиваете реализацию, по которой производилась переуступка.
  5. За оказанные услуги агент взимает комиссионные, по которым надо уплатить НДС. Создаете новое «Поступление товаров и услуг» и вводите счет-фактуру на его основании.
  6. Когда получите вторую часть суммы за вычетом комиссионных, остаток долга закрываете документом «Взаимозачет задолженности». Кредитором и дебитором выбираете своего финансового агента. Если заполнить документ автоматически (кнопкой «Подобрать по остаткам»), то на вкладке «Задолженность дебитора» будет виден остаток долга по переуступке, а на закладке «Задолженность кредитора» — накладная, по которой проводилась комиссия.
  7. Принимаете к вычету НДС с комиссионных, для этого в журнале «Формирование записей книги покупок» создаете новый регламентированный документ.
Важно! При работе с данным алгоритмом следите, чтобы в каждом документе правильно был выбран договор факторинга.

Факторинг в России: преимущества, недостатки и перспективы

В России факторинговые операции официально признали в 1992 г. Сегодня общие положения по переуступке права требования регламентируются гражданским кодексом РФ, глава 43, ст. 824–833.

Удобство факторинга подтверждается выгодами, которые получает каждый участник сделки.

Поставщик Фактор Покупатель

  • Нет дебиторской задолженности.
  • Доход от комиссионных.
  • Отсрочка платежа.
  • Нет финансовых рисков.
  • Рост клиентской базы.
  • Возможность оплаты частями.
  • Быстрый оборот капитала.
  • Рост доходности.

Главным недостатком факторинга до недавнего времени был громоздкий и не всегда прозрачный документооборот, который в разы увеличивал цикл сделки и расходы по ней.

Переход на электронную систему EDI-факторинга в начале 2015 г., на примере сотрудничества «Х5 Retail Group» и ВТБ Факторинг, показал 5 преимуществ работы в ней.

  1. Автоматическая проверка полностью исключает фальсификацию документов.
  2. Сократилось время для подготовки и проведения сделки.
  3. Уменьшились комиссионные.
  4. Снизились трудозатраты по обработке документооборота.
  5. Отгрузка товара и поступление оплаты стали возможны в один день.

Зная правила и особенности факторинговых операций, легко понять, подходят они вам или нет. Однако следует учесть, что факторинг неэффективен при слишком ритмичном графике отгрузок и оплат.

Факторинг - переуступка дебиторской задолженности, при которой поставщик реализует покупателю товар/услугу, а оплату получает от фактора.
23.07.2023

Бесплатная консультация

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время

Отправляя заявку, вы даете согласие
на обработку ваших персональных данных

Успешно!

Ваша заявка отправлена!

Наши услуги

Все услуги
Аудит и оценка
Юридические услуги
Финансы и инвестиции
Консалтинг
Автоматизация бизнеса
Цифровизация
Строительный консалтинг
#Аудит РСБУ и СВК
Налоговый аудит
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Учетная политика организации
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Аутсорс бухгалтерии
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Кадровый аудит
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Подбор персонала
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Юридическая структура
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Релокация бизнеса
Подробнее
#Структурирование бизнеса #Защита активов #Корпоративное право
Структурирование активов
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Аналог выездной проверки
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых проверок
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Консультация по налогам
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Риски непогашенной задолженности
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Досудебное урегулирование споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Трансфертное ценообразование
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Льготы для IT-компаний
Подробнее
#Защита активов #Private консалтинг
Защита личных активов
Подробнее
#Корпоративное право
Сопровождение сделок
Подробнее
#Private консалтинг
Ликвидация КИК
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Банковские гарантии
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Факторинг
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Целевое финансирование бизнеса
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовая стратегия
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Система бюджетирования
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовый юрист
Подробнее
#Страт консалтинг
Разработка KPI
Подробнее
#Страт консалтинг #Обучение / коучинг
Обучение руководителей
Подробнее
#Управление производством
Оптимизация производства+
Подробнее
#Управление производством
Организация производства+
Подробнее
#Управление производством
Реинжиниринг производства+
Подробнее
#Управление производством
Тиражирование производства+
Подробнее
#Управление производством
Управление цепями поставок+
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Разработка сайтов и приложений
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Интернет-маркетинг
Подробнее
#Продажи #Обучение / коучинг
Обучение отдела продаж
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Комплексная автоматизация
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:ERP Управление предприятием
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:ERP Управление холдингом (ERP+УХ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Управление небольшой фирмой (УНФ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
Dynamics 365 (ERP+CRM)
Подробнее
#Внедрение CRM #Внедрение корпоративного портала
Первая Форма
Подробнее
#Управление холдингом
1С:Управление холдингом
Подробнее
#Управление холдингом
Power BI
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:Бухгалтерия
Подробнее
#Внедрение CRM
1С CRM
Подробнее
#Внедрение CRM
Битрикс24
Подробнее
#Управление строительством
Технический заказчик
Подробнее
#Управление строительством
Внедрение стандартов НОСТРОЙ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Строительный контроль
Подробнее
#Сопровождение строительства
Приемка строительных работ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Сюрвейинг для банков
Подробнее
#Строительная документация
Финансово-строительный аудит
Подробнее
#Строительная документация
Договор строительного подряда
Подробнее

Книги

Книга «Волшебная таблетка»

Книга «Волшебная таблетка»

«Волшебная таблетка» – это книга об успешном опыте внедрения технологий и выхода бизнеса на новый уровень.
Подробнее
Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Эта книга является материалом данного тренинга «Эффективный менеджер и руководитель». Она идеальна в качестве самоучителя.
Подробнее