+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00
+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00

Управленческий учёт

Упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей). Управленческая отчетность — отчет о хозяйственных операциях, предоставляемый руководству для нужд управления предприятием. В российских реалиях только управленческий учет отражает на 99% реальную картинку предприятия. Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (инвесторов и кредиторов, госорганов и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.

«Маржа» относится к тем терминам, которые вам лучше всего на первых же переговорах разъяснять с партнерами и подчиненными: что именно каждый из вас подразумевает под маржой и как ее рассчитывает. Поскольку разночтения о ней действительно существуют. Маржа в страховании, банковской и биржевой сфере и маржа в метриках малого и среднего бизнеса — это отличные друг от друга расчеты. Давайте же внесем предельную ясность, чтобы никому больше не удалось вас запутать.

Маржа (margin) — разница

Существуют различные варианты определений, между какими показателями рассчитывается эта разница.

В торговле и посредничестве:
  • между ценой закупки и ценой продажи клиенту партии товара;
  • между ценой закупки единицы товара и ценой продажи клиенту единицы товара. (Это уже маржа от продажи товарной единицы. Ведь единицы одинакового товара из одной партии можно распродавать по разным ценам.)
В производстве:
  • между отпускной ценой (по которой продали товар) и себестоимостью (затратами на производство, хранение на складе и доставку);
  • между общими доходами (выручкой) и общими затратами (всеми издержками: и переменными, и постоянными). Такая маржа называется валовой.
В страховании, на биржах:
  • между ценами на продажу и на покупку ценных бумаг;
  • аванс или залог, которые получает брокер или дилер от инвестора или человека, играющего на бирже и покупающего фьючерсы;
  • маржой также могут называться суммы или даже ценные бумаги, взятые на депозит у биржевого брокера для дальнейшего покрытия возможных убытков у клиента.
В банках:
  • разница (как фиксированная цена), которую добавляют или вычитают из рыночной процентной ставки для того, чтобы банк получил прибыль.

Таким образом, термином «маржа» в торговле и производстве, а также в страховании, на биржах и в банковской сфере называют разницу (цифровой зазор) между двумя показателями. Но в любом случае такой показатель, как «маржа», отвечает на вопрос «Какова прибыль? Насколько рентабельна отдельная сделка или направление бизнеса?». Ее еще называют Gross profit, или «рентабельностью продаж». Показатель «маржа» дает вам понять степень эффективности вашего бизнеса.

Если опустить все наукообразные объяснения, то в сфере производства и торговли справедливым и понятным будет такое определение:

Маржа — это та же прибыль, которую всего лишь измерили в процентах

В данной статье мы не касаемся особенностей маржи в банках, на бирже и страховой сфере. Это тема для отдельного исследования.

Рассмотрим примеры из малого и среднего бизнеса.

Формулы маржи в производстве и бизнесе

Простая формула маржи выглядит так:

Маржа = Прибыль / Доход × 100

Следовательно, сначала вам нужно выяснить, какова ваша прибыль. Для этого из дохода (или выручки) вы вычитаете расходы (издержки, или себестоимость).

Таким образом, в более сложном виде формула маржи выглядит так:

((Доход — Себестоимость) / Доход) × 100

Пример

Вы продали банку варенья клиенту по цене 130 руб. Купили вы эту банку варенья у производителя за 50 руб. Соответственно, ваша прибыль составила 130 — 50 = 80 руб.

Считаем вашу маржу по формуле:
((130 — 50)/130) × 100 = 61,5%
Маржа этой сделки составляет 61,5%

Валовая маржа

Если в предыдущем примере мы считали маржу на единицу продукции, а наше производство изготовило и продало несколько партий этой продукции, то считать мы будем уже валовую маржу.

Расчет валовой маржи происходит по аналогичной формуле:

((Валовый Доход — Валовая Себестоимость)/Валовый Доход) × 100

Пример

Вы продали 150 банок варенья по цене 130 руб. за банку. Купили вы эти 150 банок варенья у производителя по цене 50 руб. за банку и еще потратились в размере 500 руб. на логистику товара.

Вопрос: какова валовая маржа вашей сделки?

  • Валовая себестоимость = 150 × 50 + 500 = 8000 руб.
  • Валовый доход = 150 × 130 = 19 500 руб.
  • Валовая маржа = ((19 500 — 8000) / 19500) × 100 = 58,9%
  • Валовая маржа вашей сделки составила 58,9%

Как правило, цифры процента валовой маржинальности меньше, чем при расчете маржи на единицу продукции. Это естественно, поскольку издержки производства, хранения, рекламы, доставки и пр. на крупные партии товаров выше, а значит, выше себестоимость.

Существует еще один термин, который часто используют производственники и продавцы. Это «коэффициент прибыльности». Он исчисляется в процентах по той же формуле и, по сути, является той же маржой. Просто существуют люди, которые используют термин «коэффициент прибыльности» для выражения маржи в процентах, а термин «маржа» — для выражения той же маржи в денежном эквиваленте, либо под «маржой» имеют в виду только прибыль на единицу продукта, а коэффициент прибыльности считают по всем продажам (производственной партии ли, или за отчетный период) в целом. Поэтому так важно между коллегами и партнерами сразу определяться с конкретикой для используемых названий.

Маржа и наценка: важно знать разницу

Когда вам говорят словосочетание «маржинальность равна 146%», вы должны понимать, что это абсурд, и речь идет совсем не о марже. Большая вероятность, что речь идет о наценке.

Пример

У вас есть товар, который обошелся вам по цене 10 долларов. Вы же продали его с наценкой в 146%.

То есть 146% от 10 = 14,6. Значит, вы к 10 добавили эту наценку — 14,6.
То есть 10 + 14,6 = 24,6 доллара,
где: 24,6 — ваш доход (выручка),
10 — ваша себестоимость,
14,6 — ваша прибыль.

Маржа вашей сделки составит по формуле:

  • (Прибыль / Доход) × 100 = (14,6 /24,6) × 100 = 59,3%.
  • В данной сделке наценка = 146%, а маржа = 59,3%.

Осознаете разницу? Маржинальность никогда не может быть выше 99%!

Наценка может быть 150%, 200%, 500%, 1000% и так далее.

Для чего считают маржу? Это показатель прибыльности ваших отдельных сделок, вашего бизнеса в целом. Он помогает анализировать и принимать правильные решения в управленческих, маркетинговых, логистических и стратегических задачах. На практике маржу просчитывают по отдельности по многим параметрам. Разные виды товаров или услуг одного и того же предприятия, разные партии одного и того же товара (допустим, проданные по разным отпускным ценам). Отдельно просчитываются случаи продаж единиц товара по нетипичной цене (нетипично высокой или нетипично низкой). Кроме того, в сложных производственных системах есть разновидности издержек, некоторые из них переменные (иногда их включают в себестоимость, иногда — нет), а некоторые постоянные.

Вот почему так важно, чтобы у вас с коллегами было единое понимание, какую именно маржу и как вы будете считать.

Управленческая отчетность — отчет о хозяйственных операциях, предоставляемый руководству для нужд управления предприятием.
23.07.2023

Бесплатная консультация

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время

Отправляя заявку, вы даете согласие
на обработку ваших персональных данных

Успешно!

Ваша заявка отправлена!

Наши услуги

Все услуги
Аудит и оценка
Юридические услуги
Финансы и инвестиции
Консалтинг
Автоматизация бизнеса
Цифровизация
Строительный консалтинг
#Аудит РСБУ и СВК
Налоговый аудит
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Учетная политика организации
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Аутсорс бухгалтерии
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Кадровый аудит
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Подбор персонала
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Юридическая структура
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Релокация бизнеса
Подробнее
#Структурирование бизнеса #Защита активов #Корпоративное право
Структурирование активов
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Аналог выездной проверки
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых проверок
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Консультация по налогам
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Риски непогашенной задолженности
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Досудебное урегулирование споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Трансфертное ценообразование
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Льготы для IT-компаний
Подробнее
#Защита активов #Private консалтинг
Защита личных активов
Подробнее
#Корпоративное право
Сопровождение сделок
Подробнее
#Private консалтинг
Ликвидация КИК
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Банковские гарантии
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Факторинг
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Целевое финансирование бизнеса
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовая стратегия
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Система бюджетирования
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовый юрист
Подробнее
#Страт консалтинг
Разработка KPI
Подробнее
#Страт консалтинг #Обучение / коучинг
Обучение руководителей
Подробнее
#Управление производством
Оптимизация производства+
Подробнее
#Управление производством
Организация производства+
Подробнее
#Управление производством
Реинжиниринг производства+
Подробнее
#Управление производством
Тиражирование производства+
Подробнее
#Управление производством
Управление цепями поставок+
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Разработка сайтов и приложений
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Интернет-маркетинг
Подробнее
#Продажи #Обучение / коучинг
Обучение отдела продаж
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Комплексная автоматизация
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:ERP Управление предприятием
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:ERP Управление холдингом (ERP+УХ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Управление небольшой фирмой (УНФ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
Dynamics 365 (ERP+CRM)
Подробнее
#Внедрение CRM #Внедрение корпоративного портала
Первая Форма
Подробнее
#Управление холдингом
1С:Управление холдингом
Подробнее
#Управление холдингом
Power BI
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:Бухгалтерия
Подробнее
#Внедрение CRM
1С CRM
Подробнее
#Внедрение CRM
Битрикс24
Подробнее
#Управление строительством
Технический заказчик
Подробнее
#Управление строительством
Внедрение стандартов НОСТРОЙ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Строительный контроль
Подробнее
#Сопровождение строительства
Приемка строительных работ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Сюрвейинг для банков
Подробнее
#Строительная документация
Финансово-строительный аудит
Подробнее
#Строительная документация
Договор строительного подряда
Подробнее

Книги

Книга «Волшебная таблетка»

Книга «Волшебная таблетка»

«Волшебная таблетка» – это книга об успешном опыте внедрения технологий и выхода бизнеса на новый уровень.
Подробнее
Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Эта книга является материалом данного тренинга «Эффективный менеджер и руководитель». Она идеальна в качестве самоучителя.
Подробнее