Usability
Английским словом usability (в переводе — «удобство использования») называют основной критерий оценки интерфейса. Этот критерий подразумевает степень удобства использования («юзабельности») интерфейса для пользователей. Данный параметр является исключительно качественным и не имеет никакого отношения к количественным показателям (например, таким, как кликабельность или коэффициент возврата инвестиций). Термин usability подразумевает несколько трактовок, среди которых есть и обозначение определенных мероприятий, направленных на улучшение пользовательского интерфейса.
Мы поговорим о пользовательском интерфейсе в рамках веб-маркетинга. А именно — об интерфейсе, отображающемся перед глазами пользователей. Такие виды интерфейсов имеют несколько основных характеристик.
- Эффективность. Успешность и быстрота работы пользователя сразу же после ознакомления со страницей.
- Обучаемость. Уровень сложности и возможность реализовывать задачи пользователями, которые оказались на странице впервые.
- Ошибки. В данном пункте учитывается степень недовольства посетителей сайта от ошибок. Сами ошибки оцениваются не только по количеству и частоте обнаружения, но и по серьезности.
- Запоминаемость. Насколько долго пользователи будут помнить алгоритм использования интерфейса после длительного отсутствия на сайте.
- Удовлетворенность. Степень удовлетворенности пользователей от использования сайта.
Кроме вышеперечисленных основных моментов есть еще ряд других более мелких, но не менее важных показателей. К ним относят utility (с англ. — полезность). Этот пункт отвечает за то, насколько дизайн ресурса устраивает посетителей и отвечает их потребностям.
Тут главную роль играют и юзабилити, и полезность, так как понять, насколько дизайн landing page полезен и удобен для посетителей, можно только по совокупности этих двух элементов.
Полезность интерфейса определяется так же, как и юзабилити. Как именно, рассмотрим далее.
На данном этапе мы уже можем выделить несколько критериев удобного дизайна.
- Необходимые функции, которые включены в дизайн сайта.
- Простота и легкость реализации этих функций пользователем (юзабилити).
- Совокупность двух этих критериев и есть характеристика полезного дизайна.
Почему юзабилити настолько необходимо?
Юзабилити имеет важнейшее и часто решающее значение в абсолютно любой области eCommerce. И если оно вызывает сложности у посетителей, то они покидают ресурс и уходят на более простые и понятные веб-ресурсы ваших конкурентов.
Например, пользователи вряд ли заинтересуются ресурсом с пустующей главной страницей, где нет никаких сведений о том, чем занимается компания. Также потенциальные клиенты непременно будут уходить с сайта, если не обнаружат обратную связь или не смогут разобраться в навигации. Это совершенно нормальное и предсказуемое поведение любого интернет-пользователя, которому незачем тратить время на исследование специфического интерфейса этого ресурса, когда в кликовой доступности находятся ресурсы с аналогичным предложением, но с более дружелюбной навигацией.
Что надо для улучшения Usability?
Самый главный и эффективный метод по улучшению юзабилити — это тестирование с привлечением интернет-пользователей. Данный метод можно разбить на три этапа.
- Выбрать определенное количество пользователей в качестве представителей целевой аудитории.
- Понаблюдать и проанализировать все сложности, с которыми сталкивается пользователь при взаимодействии с интерфейсом. Чтобы получить максимально достоверные данные, будет достаточно привлечь к выполнению задач 5–10 человек. Не нужно устраивать массовое тестирование, это затратно и малоэффективно. Вполне можно ограничиться малым количеством пользователей, которые проверят «юзабельность» задач в короткий срок. Такое мини-тестирование обязательно после каждого обновления.
- Предложить им выполнить конверсионные задачи с пользовательским интерфейсом.
При проведении тестирования дизайнеру важно видеть все шаги, которые осуществляют пользователи при взаимодействии с интерфейсом.
Когда лучше заняться улучшением юзабилити?
Заниматься улучшением юзабилити нужно при каждой разработке дизайна. Вот несколько советов для этого.
- До того как вы решите заняться обновлением дизайна или заново взяться за разработку интерфейса, протестируйте предыдущий UI и выявите наиболее полезные элементы, которые стоит сохранить в новой версии
- Понаблюдайте за поведением пользователей на тех ресурсах, которые им нравятся. Тут нужно учитывать применение клавиатурных клавиш, скроллинга и т. д.
- Перед запуском тестирования лучше всего ограничьтесь тестовой версией интерфейса, то есть его эскизом. Это сэкономит ваши силы и время, так как после проведенного тестирования, скорее всего, будут выявлены проблемы, которые потребуют исправления.
- Оцените, насколько обновленный дизайн отвечает главным критериям юзабилити.
- Когда вы полностью закончили работу над новым дизайном, проведите завершающий этап тестирования, который выявит мелкие несовершенства новой версии.
Не стоит откладывать проведение теста до сдачи дизайна в эксплуатацию, так как многие погрешности будет исправить практически нереально. Ведь ошибки могут быть значимые, и для исправления потребуется вмешательство в архитектуру. А это займет массу времени.
Качественный юзабилити гарантирует высокую удовлетворенность посетителей и, как следствие, расширяет вашу клиентскую базу. А повысить уровень юзабилити поможет только своевременное тестирование.
Поделиться