Выездная налоговая проверка: когда придут?
Для всех налогоплательщиков без исключения важен вопрос актуальных тенденций в отношении налоговых проверок. В сегодняшней финансовой ситуации логично выделить следующие основные моменты:
- Совершенствование процедуры предпроверочного анализа;
- Применение налоговиками при проведении налоговых проверок широкого спектра мероприятий налогового контроля (допросы, экспертизы, международные запросы, запросы в банки, «встречные» налоговые проверки);
- Четкая регламентация порядка проведения налоговых проверок;
- Расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок;
- Использование при осуществлении налогового контроля данных, полученных в электронном виде.
В рамках данного материала мы ответим на вопрос, который приходится слышать довольно часто: по каким критериям налогоплательщики попадают в план проверок налоговых органов, как определить, когда ждать инспекторов?
Ни для кого не секрет, что на проверку налоговики выходят уже «подготовленными» - выездные налоговые проверки планируются исходя из степени налоговых рисков и возможных объемов доначислений. Оценку налоговых рисков и возможные объемы доначислений осуществляют отделы предпроверочной подготовки. Как известно еще в 2007 г. ФНС РФ была разработана концепция планирования ВНП (приказ от 30 мая 2007 г.) Определение зон риска осуществляется на основании 12 критериев, указанных в Приказе, которые налоговый орган использует при планировании выездных налоговых проверок.
К таким критериям относятся:
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
Особое внимание на данный момент уделяют последнему критерию (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском). Под этим критерием понимается работа с контрагентами, не выполняющими своих налоговых обязанностей (недобросовестные налогоплательщики).
На настоящий момент для контроля организации со стадии государственной регистрации и заканчивая налоговым контролем налоговые органы по-прежнему руководствуются 109 признаками неблагонадежности компаний. Организации, соответствующие указанным признакам, именуются «юридическими лицами, которых необходимо контролировать в первую очередь».
К таким признакам, как известно, относятся: «массовые» директор, учредитель, адрес регистрации, не предоставление компанией отчетности либо предоставление «нулевой» отчетности, проведение компанией финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД, и т.п.
В начале 2014 г. ФНС обнародовала новые критерии для назначения выездных проверок – была введена некая бальная система оценки показателей в отношении показателей деятельности компании в разрезе отдельный налогов (приведены ниже).
Налог на прибыль
2 балла
- Внереализационные расходы составляют значительный процент от выручки
- Стоимость экспорта в таможенной декларации больше выручки в бухгалтерской отчетности
- Сумма сделок по электронным книгам покупок и продаж и другим внешним источникам превышает выручку
- Компания продала недвижимость, но не подала декларацию или подала нулевую
- Налоговая нагрузка уменьшается, а выручка растет
- Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с недвижимостью, транспортом, занималась реализацией алкоголя, импортом или экспортом.
1 балл
- Внереализационные расходы растут быстрее, чем выручка
- Сумма реализации товаров в декларации по прибыли выше, чем в бухгалтерской отчетности
- Компания продала транспорт, но в декларации доход не отразила
- Компания регулярно сдает декларации к уменьшению
- Стоимость основных средств растет быстрее выручки
- Суммы займов и кредитов больше выручки
- Несдача деклараций или нулевая отчетность при зарегистрированной кассе.
- Расходы растут быстрее доходов.
Налог на добавленную стоимость
2 балла
- Выручка в бухгалтерской отчетности выше, чем в декларации по НДС. Разница превышает сумму дебиторской задолженности
- Сумма сделок по электронным книгам покупок и продаж и другим внешним источникам превышает выручку
- Налоговая нагрузка уменьшается, а выручка растет
- Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с недвижимостью, транспортом, занималась реализацией алкоголя, импортом или экспортом
- Несоответствие прироста выручки приросту основных средств
- Дебиторка превышает выручку
1 балл
- НДС, уплаченный таможне, превышает сумму в декларации по НДС
- Арендная плата, с которой начислен НДС в декларации налогового агента, превышает арендную плату по данным Комитета по имуществу
- Компания продала транспорт, но в декларации не отразила выручку
- Компания регулярно сдает декларации к уменьшению или возмещению из бюджета
- Полученные авансы в декларации по НДС меньше кредиторки в бухгалтерской отчетности
- Крупные вычеты по НДС относительно суммы налога к уплате
- Несдача деклараций (нулевая отчетность) при наличии кассы
- Суммы займов и кредитов больше выручки
- Компания заявила при отгрузке вычет в большей сумме, чем заплатила с аванса
Транспортный налог
0.5 балла
- В декларации машин у компании меньше, чем по данным ГИБДД
- Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с транспортом
Налог на имущество
0.2 балла
- По данным ГИБДД, у компании есть транспорт, но она не отчиталась по налогу на имущество
- У компании были сделки с недвижимостью, но она не подала декларацию по налогу на имущество или подала нулевую
- Компания регулярно сдает декларации к уменьшению или возмещению из бюджета
- Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с недвижимостью или транспортом
Очевидно, что компании, которые набрали наибольшее количество баллов, рискуют попасть под выездную налоговую проверку в первую очередь.
Безусловно, важны и такие показатели, как доля налоговых вычетов по НДС и размер налоговой нагрузки налогоплательщика.
И если в отношении первого показателя предусматривается единый порог в определенном регионе (субъекте РФ) (так, на 01.05.2015 г. доля вычетов по НДС для налогоплательщиков, зарегистрированных на территории г. Москвы, не должна превышать 89,4%), то второй устанавливается дифференцированно для определенных отраслей и видов деятельности.
Следует отметить, что ведение деятельности с учетом приведенных критериев отбора далеко не всегда гарантирует налогоплательщику отсутствие внимания со стороны налоговых органов. Соответственно, грамотное поведение во время проведения налоговой проверки будет способствовать разрешению возможных вопросов уже на данной стадии.
Поделиться