Государственные закупки в 2017 году
Автор: Виктор Конкин, заместитель руководителя департамента сопровождения строительства и проектов КСК ГРУПП
Обзор законодательства на 2017 год в сфере государственных закупок
Существенные изменения внесены в текущем году в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассмотрим основные поправки, которые вступят в силу с 01 января 2017 г.
Унитарные предприятия будут работать по 44-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 321-ФЗ государственные и муниципальные унитарные предприятия с 01 января 2017 года при проведении закупок обязаны руководствоваться нормами № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. В силу п. 2.1 ст. 15 № 44-ФЗ, при наличии у предприятия утвержденного положения о закупке, размещенного до начала 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), унитарное предприятие вправе проводить закупки по № 223-ФЗ в случаях:
- если закупка финансируется за счет безвозмездных грантов;
- если закупка нужна для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому предприятие само выступает исполнителем.
Вследствие перехода на 44-ФЗ, унитарные предприятия до 31.12.2016 г. обязаны провести следующие мероприятия:
- создать контрактную службу, утвердить о ней положение, назначить контрактного управляющего;
- сформировать план закупок на 2017 год;
- зарегистрироваться в единой информационной системе в сфере закупок;
- разработать типовые документы по закупкам;
- сформировать комиссию по закупкам;
- обучить Закону № 44-ФЗ членов комиссии и лиц, занятых в контрактной службе.
Расширится функционал ЕИС
С 01 января 2017 года расширится функционал единой информационной системы в сфере закупок. Если до 31 декабря 2016 года ЕИС имеет только технические функции по формированию, обработке и хранению и предоставлению данных, то, начиная с 2017 года ЕИС получит и контрольные функции за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения;
- информации, включенной в планы-графики закупок;
- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок;
- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков, информации, содержащейся в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика;
- информации о контракте условиям контракта.
Будут ужесточены требования к сотрудникам контрактной службы
С 01 января 2017 года контрактные управляющие и сотрудники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом, согласно ч. 23 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, вплоть до начала 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование не в сфере закупок (по № 44-ФЗ), а в области размещения заказов (по № 94-ФЗ).
Произойдет усиление контроля над заказчиками
С 01 января 2017 года будет конкретизирован перечень полномочий органов исполнительной власти при проверке заказчиков, проводящих закупки по № 44-ФЗ. Так, в силу ч. 5 ст. 99 № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 12.12.2015 г. № 1367, с 01 января 2017 года органы Казначейства РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами обязаны следить за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в:
- планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
- извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
- протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
- условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Также с 01 января 2017 года данные органы должны следить за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика.
Станет обязательным общественное обсуждение закупок
С 01 января 2017 года вступает в силу ст. 20 № 44-ФЗ, устанавливающая обязательное общественное обсуждение закупок (п. 3, ст. 114 № 44-ФЗ). Случаи, при которых проведение общественного обсуждения закупок и порядок их проведения, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупки, не включенные в план-график, не могут быть опубликованы. Начиная с 01 января 2017 года, вводится запрет на опубликование и проведение закупок, не предусмотренных планами-графиками, которые ранее согласованы и опубликованы в единой информационной системе в сфере закупок. Ранее такой запрет был указан лишь в Бюджетном кодексе, и при нарушении данной нормы могли привлечь к ответственности за несоблюдение бюджетного законодательства. Теперь же это будет нарушение закона о контрактной системе, предусматривающее более серьезные последствия.
Появится мониторинг закупок
С 01 января 2017 года вступит в силу ст. 97 № 44-ФЗ, регулирующая порядок проведения мониторинга закупок. Мониторинг закупок представляет собой сбор, обобщение, систематизацию и оценку информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Данные мероприятия будут проводиться для оценки обоснованности и степени достижения целей при проведении закупок. Проводить мониторинг будет Министерство экономического развития.
Источник: журнал «Юрисконсульт в строительстве».
Поделиться