Изменение порядка определения цен для целей налогообложения
Наиболее простая и распространенная схема налогового планирования, имеющая целью минимизировать уплачиваемые налоги, — реализация товаров в группе связанных между собой лиц по ценам, отличающимся от рыночных. Чтобы изымать налоги в полном объеме, соответствующем ситуации, когда участники сделки используют рыночные цены, государство регулирует ценообразование по сделкам. В статье речь идет об особенностях нового законопроекта налогового регулирования трансфертного ценообразования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трансфертное ценообразование, взаимозависимые лица, контролируемые сделки, рыночные цены, налоговая проверка, доход по сделке
Одной из задач, стоящих перед налоговыми органами, является контроль цен по сделкам, заключаемым между лицами, взаимоотношения которых могут влиять на условия этих сделок. В мировой практике данная задача получила название «контроль за трансфертным ценообразованием». В настоящий момент в Налоговом кодексе РФ содержатся всего две статьи, посвященные контролю за уровнем цен по сделкам: ст. 20, в которой раскрывается понятие «взаимозависимые лица», и ст. 40, в которой перечислены случаи, когда налоговый орган может проверить уровень цен по сделкам, и описаны способы проверки уровня цен.
Вся проблема в том, что положений указанных статей НК РФ явно недостаточно для регулирования такого сложного вопроса, как контроль цен по сделкам (заключаемым, как правило, между взаимозависимыми лицами). Согласно ст. 40 НК РФ налоговые органы могут проверить уровень цен по внешнеторговым сделкам, товарообменным операциям, по сделкам, заключаемым между взаимозависимыми лицами, а также в случае если имеет место отклонение более чем на 20% (в сторону повышения или понижения) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Другими словами, ст. 40 НК РФ предусмотрен достаточно большой перечень случаев, когда налоговые органы вправе проверить цены по сделкам. Данный перечень никак не согласуется с общемировой практикой контроля за трансфертным ценообразованием, где объектом контроля являются сделки между сторонами, зависящими друг от друга. Таким образом, можно говорить, что налоговым органам в РФ предоставлены достаточно широкие полномочия по проверке цен по сделкам.
Поделиться