Какие претензии налоговики чаще всего предъявляют компаниям
На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
- Почему инспекторы любят придираться к мелочам в счетах-фактурах
- Есть ли шансы выиграть дело, возбужденное из-за выдачи зарплаты в конвертах, если контролеры предъявили суду протоколы допроса Ваших сотрудников
Рассказывает Станислав Волков, налоговый юрист департамента правового сопровождения бизнеса компании «КСК ГРУПП», Москва.
Наряду со стандартными претензиями налоговые инспекторы достаточно часто предъявляют компаниям и ряд других.
Неподтвержденные расходы на маркетинг. Типичная претензия налоговых органов касается отсутствия у предприятия отчета о результатах оказанных маркетинговых услуг. Если такого документа нет, расходы на маркетинг признают необоснованными, доначисляя компании налог на прибыль. К сожалению, суды в таких случаях решают вопрос по-разному. Хотя в законе нет обязательного требования к исполнителям составлять отчеты, некоторые суды в качестве обоснования расходов на маркетинг принимают только такие документы (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2008 №А05-5/2008, ФАС Поволжского округа от 20.03.2008 №А65-17889/06). Впрочем, другие суды становятся на сторону компаний, отмечая, что отчеты исполнителя не относятся к числу первичных учетных документов и в законодательстве нет требования хранить их (постановление ФАС Московского округа от 08.06.2009 №КАА40/4879-09). Так или иначе, если Вы хотите избежать споров с налоговиками, рекомендую составлять подробные отчеты с указанием целей и задач заказчика и соответствующими им результатами маркетинговых исследований.
Начало уплаты налога на имущество. Налоговая служба и компании уже давно спорят, с какого момента покупатель недвижимости должен уплачивать налог на имущество – с даты подписания акта приемапередачи объекта или со дня госрегистрации прав на этот объект. Такой вопрос в судах тоже решается по-разному. Официальная позиция Минфина такова: покупатель должен принять недвижимость к учету в момент ее фактического получения независимо от того, зарегистрировал он право собственности или нет. Точно так же и продавец должен списать недвижимость с бухгалтерского учета, когда этот объект фактически исключен из числа активов, – не важно, перерегистрированы ли права на него (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20). Такую же позицию занял ВАС РФ в определении от 17.01.2011 №ВАС-16400/10. В частности, ВАС указал, что объект переходит во владение, пользование и распоряжение нового собственника в момент составления акта приема-передачи. Однако президиум ВАС РФ в по становлении от 29.03.2011 №16400/10 сделал противоположный вывод: для перевода покупателем приобретенной недвижимости в состав основных средств необходимо наличие зарегистрированного права собственности. Следовательно, плательщиком налога на имущество должно быть то лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) указано как обладающее правом собственности на объект. Кроме того, президиум ВАС постановил, что такое толкование норм общеобязательно. Для компаний выгоднее именно это толкование, поскольку регистрация прав собственности происходит после подписания акта приема-передачи – а значит, налог на имущество Вы заплатите в меньшем размере.
Поделиться