Комментарий эксперта Николая Брыня: Проект «дорожной карты» по реформе контрольно-надзорной деятельности госорганов скоро будет окончательно сформирован
Проект «дорожной карты» по реформе контрольно-надзорной деятельности госорганов будет окончательно сформирован на этой неделе на совещаниях в Белом доме – по нему сохраняются лишь технические разногласия, сообщает «КоммерсантЪ». Законопроект Минэкономики на эту же тему, который станет частью «дорожной карты», предполагается принять уже в июне 2016 года. Основные подходы согласованы, дискуссия идет уже не об идеологии реформы, а о скорости ее проведения.
Подробнее – на сайте «Коммерсанта»: kommersant.ru
Комментарий юриста КСК ГРУПП Николая Брыня: «Законопроект о контрольно-надзорной деятельности (КНД) является сердцевиной реформы. Он предполагает унификацию методов, способов и форм реализации КНД, а также показателей эффективности работы госструктур в этой сфере. Контрольные мероприятия госорганов должны будут основываться на риск-ориентированном подходе. Проверяемые лица должны быть разбиты по риск-категориям, критерии отнесения к которым должны быть открытыми и общедоступными. Законопроект затронет контрольную деятельность большинства надзорных органов, включая МЧС, Роструд, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Переход на новую систему КНД планируется не ранее 2017 года. К сожалению, за бортом законопроекта опять останутся ФНС, ФТС, ЦБ и ряд других ведомств. Мы полагаем, что специфика деятельности указанных ведомств не должна быть препятствием для того, чтобы обязать их выполнять при проверках правила, которые могут стать едиными для остальных контрольных органов.
Еще одним новшеством, предусмотренным законопроектом, станет фиксация в КоАП принципа обязательного «первого предупреждения» (без наложения штрафа и прочих санкций) по большей части нарушений регулятивных норм. На наш взгляд, данную инициативу можно только приветствовать, ведь правовые нормы не всегда сформулированы однозначно, а разъяснения по их применению часто либо отсутствуют, либо носят противоречивый характер. В этой ситуации нельзя возлагать на предпринимателей риски двоякого толкования нормы. С одной стороны, выносимые предупреждения должны иметь превентивный эффект. С другой стороны, компания, не согласная с вынесенным предупреждением, сможет оспорить его в суде. Признание судом предупреждения незаконным поможет избавить компанию от необоснованных штрафных санкций».
Поделиться