Комментарий Тимура Абдуллаева: «Россия заняла 153-е место в «Индексе экономической свободы»
По сообщению РБК, Россия заняла 153-е место в «Индексе экономической свободы», потеряв десять строчек по сравнению с предыдущим годом. В Heritage Foundation объяснили это растущим влиянием государства на частный сектор и коррупцией. Как пишет Heritage Foundation, долгосрочные перспективы России с точки зрения устойчивого экономического роста «остаются мрачными». «В стране нет эффективно функционирующей правовой базы, правительство продолжает вмешиваться в частный сектор через мириады госпредприятий», – полагают эксперты фонда. Аналитики также заявили о негативном влиянии коррупции, указав, что она «продолжает подрывать доверие к властям. По сравнению с предыдущим рейтингом Россия ухудшила позицию по большинству показателей, которые отслеживает фонд. В индексе 2015 года она находилась на 143-й позиции. По сравнению с ним общая оценка страны упала с 52,1 до 50,6 пункта. Фонд включил Россию в группу стран с «преимущественно несвободными экономиками».
Комментарий управляющего КСК ГРУПП Тимура Абдуллаева: «Вопрос оценки, скорее, лежит в политической плоскости, но за ним явно стоят экономические предпосылки и ситуации. Оценка, к сожалению, скорее, справедливая. Все предельно просто. Маленький экскурс или факт нестыковок.
Обсуждаемый совсем недавно проект антикризисного плана Минэкономразвития предполагает поддержку малого и среднего бизнеса, а не банков. В общем, документ разбит на четыре раздела: меры по структурной перестройке экономики и поддержке инвестклимата, поддержка регионов, поддержка отраслей и социальная поддержка – всего 96 пунктов. Основные источники финансирования – федеральный бюджет (310 млрд руб. бюджетных кредитов регионам, решение по которым принято еще в 2015 г.) и антикризисный фонд правительства (более 220 млрд руб.). При этом в части структурной перестройки и поддержки инвестиционного климата Минэкономразвития предлагает сокращать участие государства в коммерческом секторе и приватизацию госкомпаний, существенное сокращение проверок бизнеса, повышение предсказуемости деятельности законодателей и меры по улучшению судебной и правоохранительной системы.
Вместе с тем имеется множество различных примеров как раз обратного, при общем факте планирования ужесточения фискальной системы РФ, дающего дополнительное давление на бизнес и усложняющего инвестиции. При этом также депутаты Государственной Думы не поддержали пакет законопроектов, запрещающий банкам в одностороннем порядке менять ставки по кредитам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Понятно, так как банки нередко в одностороннем порядке увеличивали ставки до неприемлемых для компаний уровней. И как бизнесу быть, какие есть рычаги?
Еще пример, касающийся сложно выполняемого Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», в котором фигурирует всего 9 банков (!), которым поручены функции контроля и открытия специальных счетов для аккумулирования финансовых ресурсов. При этом бизнес не в состоянии тратить денежные средства с этих счетов для выполнения своих основных бизнес-задач до момента исполнения (подписания акта выполненных работ) с основным заказчиком (государством), независимо каким по счету в общей цепочке исполнителей (или поставщиков) он находится. Таким образом, денежные средства находятся в банке до момента исполнения контракта, и банк может чувствовать себя комфортно, не заботясь о том, что в реалиях будет с бизнесом.
Кроме этого, параллельно, ЦБ согласился на предложенную банкирами «экстренную меру». Вплоть до 31 марта 2016 года российские банки смогут принимать в расчет норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) и норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21), исходя из курсов доллара, евро, фунта стерлингов, швейцарского франка и иены, следует из сообщения ЦБ. В пресс-службе Банка России пояснили, что решение о фиксации курса было принято «в целях снижения регулятивных рисков вследствие высокой волатильности валютного курса». В конечном итоге за все платит бизнес?
Вообще, странным выглядело предложение о том, чтобы вклады частных лиц принудительно конвертированы в капитал проблемных банков. Физические лица будут спасать финансовые институты для целей кого? Вот это тоже интересный вопрос.
Банки – важная система экономики государства, но без существенной поддержки бизнеса государством они будут не нужны, не нужны будут оценки и правовая база будет неприменима, если не к кому ее применять. Нужны налоги для исполнения бюджета, но они возможны лишь с развитием бизнеса и с облегчением бремени на него, а не с усилением давления. Рейтинг формально это показал».
Поделиться