Налоговый мониторинг в социальных сетях
В июле в Москве прошел форум по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР. Одним из вопросов мероприятия было обсуждение возможности использования социальных сетей не только для широкого информирования, но и для мониторинга и непосредственной связи с налогоплательщиками. Этот опыт успешно применяется в странах Европы, например, в Нидерландах. Фактически и российские налоговики давно этим занимаются. Просто пока юридически это никак не закреплено. Налоговики в социальные сетях: хорошо это или плохо для компаний и ИП? Какие опасности и «подводные камни» могут возникнуть?
Комментарий ведущего юрисконсульта КСК ГРУПП Алексея Тимакова.
Устойчивая тенденция последних лет – повсеместное внедрение электронного обмена информацией, или, другими словами, электронного документооборота, не обошла стороной и взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. Практика электронного налогового администрирования, активно внедряемая в России Федеральной налоговой службой, нашла свое воплощение, в частности, в процедуре налогового контроля в форме налогового мониторинга организаций (раздел V.2 ч.1 НК РФ).
Идея внедрения «электронного компонента» в целях обеспечения возможности взыскания по возникшим обязательствам в бюджетную систему (налогов, страховых взносов, административных штрафов и т.п.) возникла даже не «вчера». Персонализированные сервисы налогового администрирования и интеграция электронных сервисов налоговых служб в единые правительственные сервисы («электронное правительство») будут только расширяться, как по возможностям, так и по уровню удобства. Например, в Чили налоговая служба для этих целей развивает мобильные приложения, а не традиционные интернет-сервисы.
В России, ориентировочно, с 2010 года способ розыска должников и их имущества в популярных социальных сетях выходит на передний план, опубликованы «Методические рекомендации по использованию сети Интернет в целях поиска информации о должниках и их имуществе», утвер-жденные ФССП РФ 30.11.2010 №02-7.
Логичным продолжением идеи стало Письмо ФССП России от 05.04.2013 №12/14-9417-РС «Об организации розыска должников по исполнительным производствам о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершенное преступление», прямо установившего обязанность судебного пристава-исполнителя проводить мониторинг сети Интернет о наличии информации о разыскиваемом лице в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Мой мир», «Фейсбук» и др.) (п.11 Приложения №2 «Действия судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск …по розыскным делам, заведенным в рамках исполнительных производств по неимущественным и имущественным обязательствам»): таким способом выясняются действующие контактные данные должников (номера телефонов), места работы; с помощью провайдеров устанавливаются IP-адреса и места точек доступа должников в глобальную сеть, а затем и адрес должников; направляются сообщения на личные страницы в соцсетях о возбуждении исполнительного производства и предложения урегулировать задолженность (ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п.3.2 Методических рекомендаций).
Таким образом, все плюсы и минусы внедрения практики взаимодействия с налогоплательщика-ми через сервисы соцсетей следует рассматривать, в первую очередь, через призму добросовестности поведения самих налогоплательщиков. Для тех, кто исполняет возложенные обязательства, будет полезна адресность и оперативность распространяемой таким образом информации. Ну, а те, кто пробует играть с государством в «игры» - лишний повод задуматься о бесперспективности таких попыток.
Поделиться