Право на забвение
Комментарий Шишкина Романа - Руководителя департамента «Налоговая безопасность и судебная защита» КСК ГРУПП:
13 июля 2015 г. Президент РФ подписал закон от 13.07.2015 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", внедряющий в законодательную систему так называемое «Право на забвение».
Федеральный закон вступит в силу 01 января 2016 года. С этого момента интернет-поисковики по требованию граждан будут обязаны удалять из сети ссылки, содержащие персональные данные или нежелательную информацию личного характера. Например, кто-то разместил в интернет новость о том, что Иван Петров владеет дачей в Ницце. Пост стал популярным, и если задать в «Яндексе» поисковой запрос «Иван Петров», система выдаст соответствующую ссылку. Петров утверждает, что у него нет дачи в Ницце. Он пишет в «Яндекс», чтобы поисковик перестал по запросу его имени и фамилии показывать ссылки на текст, потому что там написана неправда.
Для реализации «права на забвение» гражданам необходимо будет обратиться с соответствующим заявлением к поисковику. При этом потребуется указать следующую информацию: ФИО и данные паспорта; контактную информацию заявителя; ссылки на данные, которые необходимо удалить; адрес страницы, где размещена неприятная информация; обоснование причин для прекращения выдачи информации. После получения заявления, поисковик должен прекратить выдачу информации в течение 10 рабочих дней. Однако это не единственный сценарий развития событий, если причины, указанные заявителем в обосновании, окажутся недостаточными, поисковик может отправить мотивированный отказ или запросить дополнительную информацию для уточнения всех обстоятельств. При этом заявителю необходимо предоставить уточнения не позже 10 дней с момента получения уведомления. Поисковик не имеет права удалять ссылку на информацию о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, по которым не истек срок привлечения к ответственности. Таким образом, на поисковиков возложены функции госоргана.
Следует отметить, что принятым Федеральным законом не предусмотрена мера ответственности поисковика за игнорирование такого заявления пользователя. Есть отдельный законопроект об ответственности для поисковиков, которые отказываются выполнять законные требования пользователей или решения судов, но он пока не рассмотрен даже в первом чтении. Если говорить о том, какие действия по защите своей репутации можно предпринять на сегодняшний день, то это правовые механизмы по защите чести и достоинства (ст. 152 ГК РФ). Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет".
Нужно отметить, что так называемое «Право на забвение» не является инновационным с точки зрения мировой практики. В европейской правоприменительной практике есть решение испанского суда по делу «Google Испания против Марио Костеха Гонсалеса» с отсылкой к европейской директиве о персональных данных. Согласно данному решению, пользователи вправе направлять поисковикам (в т.ч. Google) запросы на удаление конкретных результатов поиска по их имени. Каждая поисковая система, получившая такой запрос, обязана рассмотреть его в индивидуальном порядке и вправе отказать в удовлетворении, если данные представляют интерес для общества. Таким образом, поисковые системы в Европе наделены правом общественного регулятора, поскольку принимают решение на свое усмотрение, соблюдая при этом баланс прав и свобод личности и общественного интереса. Информация о реализации компанией Google «права на забвение» содержится в регулярно публикуемом компанией «отчете о прозрачности деятельности».
Позиция ИТ-корпораций относительно имплементации «права на забвение» в российское законодательство понятна и объяснима - новая норма наложит на компании дополнительную ответственность в том аспекте, который ранее не находился в зоне их контроля. Для крупных компаний, таких как «Яндекс», Mail.Ru, Group или Google, исполнение требований законопроекта сопряжено с существенными технологическими и структурными изменениями, а значит - с выделением дополнительного ресурса.
Цель принятия законодателем данного ФЗ очевидна – движение российской правовой системы в сторону заимствования нормы о «праве на забвение» из международной практики логична и продолжает политику защиты прав и свобод граждан в Интернете.
Поделиться