Стоит ли выводить часть бизнеса в офшор
Многие предприниматели прячут самые ценные активы в офшорах. Судя по тому пристрастию, с каким налоговики изучают подобного рода сделки, офшоры эффективны. Однако уже в следующем году ситуация может измениться. Будет ли работа через офшоры оправдывать себя в ближайшие годы?
Причин использования офшоров, а лучше сказать компаний-нерезидентов, несколько. Во-первых, защита любых активов, например от рейдеров (простейшие примеры: хранение в офшоре временно свободных средств, регистрация недвижимости). Во-вторых, сохранение имен собственников в тайне (часто используется и номинальный сервис – когда назначается подставной директор с ограниченным кругом обязанностей). В-третьих, снижение налоговой нагрузки. В-четвертых, возможность доступа к мировым финансовым рынкам. Однако об этих преимуществах знают и налоговики – поэтому они тщательно проверяют компании, имеющие дело с зарубежными структурами
Один из рисков работы через офшоры связан с правилом тонкой капитализации. На практике обычно происходит так: материнская компания выдает дочерней фирме заем, а затем вместо дивидендов получает от дочки проценты за пользование займом. Эти выплаты российская компания относит на себестоимость, снижая налог на прибыль. Особенных проблем использование такой схемы не вызывало, пока не вышло постановление президиума ВАС РФ по делу компании «Северный Кузбасс». Дело в том, что в нашем законодательстве есть норма: если долг российского предприятия перед иностранной материнской фирмой в три раза превышает стоимость чистых активов должника, то отнести проценты к уменьшению прибыли дочка может только в пределах установленного лимита (п. 2 ст. 269 НК РФ). Оставшуюся сумму российская компания должна переквалифицировать в дивиденды, удержав с нее налог на прибыль. Однако считалось, что если между Россией и иностранным государством, где расположена материнская фирма, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (скажем, в деле «Северного Кузбасса» речь шла о соглашениях со Швейцарией и Кипром), то эта норма не применяется. Так все и было до 15 ноября 2011 года, когда президиум ВАС РФ вынес постановление №8654/11, где указал: если дочка выплачивает материнской иностранной компании сверхлимитные проценты, то надо руководствоваться российским законодательством (статьей 269 НК РФ), а не международным. Иными словами, надо платить налог с суммы сверхлимитных процентов.
Как же быть? Чтобы налоговые инспекторы могли применить правило тонкой капитализации, необходимо, чтобы одновременно выполнялось два условия:
- иностранная фирма прямо или косвенно владеет 20% уставного капитала российского предприятия;
- задолженность как минимум втрое выше, чем стоимость чистых активов дочки.
Значит, надо сделать так, чтобы Ваш бизнес не соответствовал этим условиям. Например, зависимость российской фирмы от зарубежной можно устранить, изменив структуру владения обществом, а трехкратное превышение задолженности – либо сократив долг, либо нарастив активы. Подробнее проконсультироваться по этим вопросам Вы можете со своим юристом.
Поделиться