+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00
+7 (800) 551-06-96 +7 (495) 180-45-00

Как получить статус МСП в 2023 году: критерии, реестр, льготы и поддержка

Российская организация может быть признана субъектом малого или среднего предпринимательства, если ее участники – иностранные организации по критериям дохода и численности соответствуют малым или средним предприятиями по российскому законодательству, даже если доля участия иностранных организаций в российской организации превышает 49%. Для подтверждения (получения) статуса малого или среднего предприятия российской организацией сведения о выполнении критериев в отношении ее иностранных участников могут быть предоставлены в ФНС России аудиторской организацией в период с 1 по 5 числа каждого месяца.

Важное условие – постоянное местонахождение иностранной организации не должно входить в перечень офшорных зон. С 01.07.2023 вступает в силу новый Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорных зон), утвержденный Приказом Минфина России от 05.06.2023 N 86н. Он более чем в 2 раза объемнее, чем действовавший ранее.

Пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства, можно начать применять только с момента внесения сведений об организации в реестр малых и средних предприятий.

Какие организации с иностранным участием могут быть признаны малыми или средними предприятиями


Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации, соответствующие критериям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Российская организация относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, если соответствует следующим условиям (пп. "а" п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):

  • доход за предшествующий год не более 800 млн руб. для малых и не более 2 млрд руб. для средних;
  • среднесписочная численность за предшествующий год не более 100 чел. для малых и не более 250 чел. для средних;
  • суммарная доля участия в капитале государства, общественных, религиозных организаций и фондов (за исключением инвестиционных) не превышает 25%;
  • суммарная доля участия в капитале других организаций, не являющихся малыми или средними предприятиями, а также иностранных организаций, у которых за предшествующий год доход более 2 млрд. руб., а среднесписочная численность более 250 чел., не превышает 49%.

Иными словами, доля участия иностранных организаций, у которых за предшествующий год доход не превышает 2 млрд. руб., а среднесписочная численность - 250 чел., не учитывается при расчете 49%-ного ограничения. Например, если в капитале организации участвует иностранная организация и ее доля участия превышает 49%, то необходимо сравнить ее доход и среднесписочную численность за прошлый год с предельными величинами (2 млрд руб. и 250 чел.). Если показатели иностранной организации меньше предельных величин, то российская организация является малым или средним предприятием (при выполнении всех остальных условий).

Правило не действует, если государство постоянного местонахождения иностранных участников включено в перечень офшорных зон, утвержденный Минфином России (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

С 01.07.2023 действует новый Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорных зон), утвержденный Приказом Минфина России от 05.06.2023 N 86н. В отличие от ранее действовавшего него включены, в частности, такие юрисдикции, как Республика Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швейцарская Конфедерация, США и Федеративная Республика Германия. Он гораздо шире предыдущего.

Это связано с тем, что обмен финансовой информацией между РФ и «недружественными» странами по факту прекратился, и подтвердить информацию по этим юрисдикциям государство не может.

Те российские организации, у которых есть участники, зарегистрированные в государствах и территориях из нового Перечня, с 01.07.2023 смогут попасть в реестр только на общих основаниях – если суммарная доля участия иностранного участника и российских участников, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%. Включение в реестр в этом случае происходит без участия аудиторской компании.



{{INDUSTRIES_CALLBACK}}

Каким образом аудиторские организации участвуют в ведении реестра малых и средних предприятий

В целях ведения реестра МСП аудиторские организации должны сопоставить данные, содержащиеся в отчетности за прошлый год, представленной иностранной организацией в налоговый орган страны, где учреждена эта иностранная организация, с российскими критериями отнесения организаций к малым или средним предприятиям. По результатам аудиторская организация формирует перечень российских ООО, иностранные участники которых по состоянию на 1 января текущего года по доходу и среднесписочной численности соответствуют этим критериям, и в период с 1 по 5 июля текущего года передает его в ФНС России (п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Обратите внимание:

  1. анализировать надо отчетность той иностранной организации, которая является участником российской организации по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1-ое число месяца, а не на начало года. Это следует из п. 1, 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Например, при смене участника 27 июня текущего года надо предоставить для анализа отчетность нового участника за прошедший год;
  2. ограничения дохода и среднесписочной численности установлены только для иностранных организаций, непосредственно являющихся участниками российских организаций. Проверять доход и численность материнских компаний иностранных участников на соответствие предельным величинам закон не требует.

Если сведения об ООО по каким-либо причинам не будут переданы в период с 1 по 5 июля, то аудиторская организация вправе сделать это в период с 1 по 5 число любого другого месяца (ч. 7.1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 29.10.2020 N ИС-аудит-35). При этом надо понимать, что налоговый орган, не получив эти сведения в период с 1 по 5 июля текущего года, исключит ООО из реестра 10 июля, а получив сведения, восстановит организацию в реестре МСП с 10 числа месяца, в котором аудиторская организация подаст сведения (при выполнении иных условий для отнесения к МСП) (п. п. 5, 5.1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Однако поскольку в Законе N 209-ФЗ есть требование о предоставлении для сопоставления отчетности за прошлый год, а также необходимость проверки соответствия иностранного участника критериям по состоянию на 1 января текущего года (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4, п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ), то можно прогнозировать сложности с включением в реестр «опоздавших» российских организаций в первые месяцы года. Ведь в этот период по вполне понятным причинам российская организация еще не может предоставить отчетность иностранного участника за прошлый год.

Обратите внимание: в отношении АО перечень формирует и передает в ФНС России не аудиторская организация, а держатель реестра акционеров (ч. 6.1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Как ведется реестр малых и средних предприятий в отношении ООО с иностранным участием

Процедура ведения реестра в отношении ООО с иностранным участием происходит в следующем порядке (Информационное сообщение Минфина России от 15.01.2019 N ИС-аудит-26):

  1. аудиторская организация оказывает ООО, заинтересованным во включении сведений о них в реестр МСП, услугу (по инициативе ООО). Услуга заключается в подтверждении соответствия дохода и среднесписочной численности иностранной организации критериям, установленным российским законодательством (доход за предшествующий год не более 2 млрд руб., среднесписочная численность не более 250 чел.). Подтверждение рекомендуем делать ежегодно в период до 1 июля, чтобы у аудиторской организации была возможность передать сведения об организации не позднее 5 июля, иначе 10 июля организация будет исключена из реестра;
  2. аудиторская организация сравнивает доход за предшествующий год и среднесписочную численность работников иностранной организации, используя отчетность этой организации за соответствующий год, представленную в налоговый орган страны, где она учреждена. Отчетность для сопоставления должно предоставить ООО. Факт представления отчетности в налоговый орган должен быть подтвержден соответствующей отметкой;
  3. аудиторская организация по результатам оказания услуги формирует перечень ООО, участниками которых являются иностранные организации, соответствующие критериям. Аудиторская организация предоставляет заказчику информационное письмо по принятой в аудиторской организации форме с указанием, что включила / не включила его в перечень ООО, участники которых соответствуют критериям;
  4. аудиторская организация с 1 по 5 числа ближайшего после оказания услуги месяца направляет перечень ООО в ФНС России. Перечень представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального Интернет-сайта ФНС России ;
  5. если дата получения ФНС России сведений об организации пришлась на период с 1 января по 5 июня, то помимо полученных от аудиторской организации сведений ФНС России проанализирует (ч. 4.1, п. п. 1, 5.1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):
    • сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 число соответствующего месяца;
    • данные о среднесписочной численности работников за год, предшествующий предыдущему;
    • данные о доходе за год, предшествующий предыдущему.
  6. Если все условия для отнесения организации к субъектам МСП соблюдены, то ФНС России включит или восстановит ООО в реестре МСП 10 числа месяца получения сведений от аудиторской организации;

  7. если дата получения ФНС России сведений об организации пришлась на период с 1 января по 5 декабря, то помимо полученных от аудиторской организации сведений ФНС России проанализирует (ч. 4, п. п. 1, 5.1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):
    • сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 число соответствующего месяца;
    • данные о среднесписочной численности работников за год;
    • данные о доходе за год, предшествующий предыдущему.
  8. Если все условия для отнесения организации к субъектам МСП соблюдены, то ФНС России включит или восстановит ООО в реестре МСП 10 числа месяца получения сведений от аудиторской организации;

  9. помимо ежемесячного обновления реестра на внесение сведений, ФНС России проанализирует все имеющиеся сведения по состоянию на 1 июля (сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год; сведения доходе, полученном за предшествующий календарный год; сведения, предоставленные аудиторской организацией, сведения из реестра ЕГРЮЛ). На основании этих данных 10 июля текущего года налоговый орган (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):
    • оставит данные в реестре без изменения, если имеющиеся сведения подтверждают наличие статуса;
    • изменит данные, но оставит сведения об организации в реестре, если имеющиеся сведения подтверждают изменение категории субъекта (например, ранее организация признавалась средним предприятиям, но теперь в отношении нее выполнены условия для отнесения к субъектам малого предпринимательства) (Письмо Минэкономразвития России от 27.01.2020 N Д13и-2174);
    • исключит организацию из реестра МСП, если подтверждающие статус сведения отсутствуют либо организация перестала удовлетворять критериям отнесения к малым или средним предприятиям.

В случае превышения предельных величин дохода и среднесписочной численности изменение категории субъекта МСП возможно только при условии, что превышение наблюдается в течение 3 лет подряд (ч. 4 ст. 4 от 24.07.2007 Федерального закона N 209-ФЗ).

Вопрос определения момента, с которым связана утрата статуса МСП, является спорным.

Существуют официальные разъяснения, что исключение из реестра на основании ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ также возможно только при условии, что превышение наблюдается в течение 3 лет подряд (Письма Минэкономразвития от 11.04.2016 N Д28и-913 (п. 1), от 10.09.2015 N Д05и-1163).

Однако наиболее поздние разъяснения ФНС России свидетельствуют о том, что ведомство считает достаточным 1-го года превышения предельных величин дохода и/или среднесписочной численности для утраты статуса МСП (см. Письмо ФНС России от 22.05.2020 N СД-4-3/8479@).

Как определяется предельная сумма доходов в целях отнесения к субъектам МСП

Предельная величина дохода для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – 2 млрд руб., которая установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.

Согласно п. 1 данного Постановления, предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы - в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Из суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные поставщиком покупателю.

Организации, применяющие УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ также учитывают в составе доходов доходы от реализации и внереализационные доходы, определение которым дано в ст. 248 НК РФ.

Таким образом, для подтверждения предельного размера дохода следует ориентироваться на налоговые декларации за соответствующий период.

Аналогичные выводы следуют из Писем Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870.

Как произвести пересчет доходов иностранного участника в рубли

Специальных указаний на способ пересчета в данной ситуации нет. По аналогии можно воспользоваться методом, предусмотренным п. 2 ст. 309.1 НК РФ для пересчета прибыли иностранных контролируемых компаний. Пересчет в рубли производится с применением среднего курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого Банком России, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.

С какого момента организация может применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для малых и средних предприятий

Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, применяются пониженные тарифы страховых взносов Совокупный тариф составляет 15% (вместо 30%) для выплат в пользу физических лиц, превышающих МРОТ на начало расчетного периода. Величина МРОТ в 2023 г. равна 16 242 руб. (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 19.12.2022 N 522-ФЗ).

Плательщики страховых взносов начинают применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП; а заканчивают - с 1-го числа месяца, в котором сведения о них были исключены из реестра МСП (Письма Минфина России от 29.05.2023 N 03-15-06/48898, от 08.12.2022 N 03-15-05/120508, от 20.01.2022 N 03-15-05/2932, от 03.06.2021 N 03-15-06/43307, от 07.04.2021 N 03-15-06/25772).

{{INDUSTRIES_CALLBACK}}

Бесплатная консультация

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время

Отправляя заявку, вы даете согласие
на обработку ваших персональных данных

Успешно!

Ваша заявка отправлена!

Наши услуги

Все услуги
Аудит и оценка
Юридические услуги
Финансы и инвестиции
Консалтинг
Автоматизация бизнеса
Цифровизация
Строительный консалтинг
#Аудит РСБУ и СВК
Налоговый аудит
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Учетная политика организации
Подробнее
#Бухгалтерский консалтинг
Аутсорс бухгалтерии
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Кадровый аудит
Подробнее
#Кадровый консалтинг
Подбор персонала
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Юридическая структура
Подробнее
#Структурирование бизнеса
Релокация бизнеса
Подробнее
#Структурирование бизнеса #Защита активов #Корпоративное право
Структурирование активов
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Аналог выездной проверки
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых проверок
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Сопровождение налоговых споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Консультация по налогам
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Риски непогашенной задолженности
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Досудебное урегулирование споров
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Трансфертное ценообразование
Подробнее
#Услуги связанные с налогами
Льготы для IT-компаний
Подробнее
#Защита активов #Private консалтинг
Защита личных активов
Подробнее
#Корпоративное право
Сопровождение сделок
Подробнее
#Private консалтинг
Ликвидация КИК
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Банковские гарантии
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Факторинг
Подробнее
#Инвестиционный консалтинг
Целевое финансирование бизнеса
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовая стратегия
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Система бюджетирования
Подробнее
#Финансовый консалтинг
Финансовый юрист
Подробнее
#Страт консалтинг
Разработка KPI
Подробнее
#Страт консалтинг #Обучение / коучинг
Обучение руководителей
Подробнее
#Управление производством
Оптимизация производства+
Подробнее
#Управление производством
Организация производства+
Подробнее
#Управление производством
Реинжиниринг производства+
Подробнее
#Управление производством
Тиражирование производства+
Подробнее
#Управление производством
Управление цепями поставок+
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Разработка сайтов и приложений
Подробнее
#Digital-продвижение #Маркетинг
Интернет-маркетинг
Подробнее
#Продажи #Обучение / коучинг
Обучение отдела продаж
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Комплексная автоматизация
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:ERP Управление предприятием
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:ERP Управление холдингом (ERP+УХ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
1С:Управление небольшой фирмой (УНФ)
Подробнее
#Комплексная автоматизация бизнес процессов
Dynamics 365 (ERP+CRM)
Подробнее
#Внедрение CRM #Внедрение корпоративного портала
Первая Форма
Подробнее
#Управление холдингом
1С:Управление холдингом
Подробнее
#Управление холдингом
Power BI
Подробнее
#Автоматизация бухгалтерского учета
1С:Бухгалтерия
Подробнее
#Внедрение CRM
1С CRM
Подробнее
#Внедрение CRM
Битрикс24
Подробнее
#Управление строительством
Технический заказчик
Подробнее
#Управление строительством
Внедрение стандартов НОСТРОЙ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Строительный контроль
Подробнее
#Сопровождение строительства
Приемка строительных работ
Подробнее
#Сопровождение строительства
Сюрвейинг для банков
Подробнее
#Строительная документация
Финансово-строительный аудит
Подробнее
#Строительная документация
Договор строительного подряда
Подробнее

Книги

Книга «Волшебная таблетка»

Книга «Волшебная таблетка»

«Волшебная таблетка» – это книга об успешном опыте внедрения технологий и выхода бизнеса на новый уровень.
Подробнее
Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Книга «Эффективный менеджер и руководитель

Эта книга является материалом данного тренинга «Эффективный менеджер и руководитель». Она идеальна в качестве самоучителя.
Подробнее