Оценка бизнеса и подготовка инвестиционного меморандума
Инвестиционный меморандум — это документ, в который включаются все сведения, требующиеся инвестору. В нем отражаются существенные характеристики, относящиеся к функционированию предприятия, и доказывается, что вложение в средств в него будет выигрышным решением.
Этот документ можно определить как бизнес-план, сформулированный для возможного инвестора в сжатом виде. Лицо, которому адресован пакет, знакомится с ним и определяет, собирается ли он далее работать с фирмой-составителем, либо же общение на этом закончится.
Инвестиционный меморандум в общем случае включает 9 разделов (в то же время точных стандартов для документа данного типа не оговаривается; определено лишь, что в нем, безусловно, должен быть ряд разделов, приведенных далее).
- Резюме (располагается в начале документа, одновременно представляя собой его вводную часть), в котором приводится набор основных сведений о компании, исследуется потенциал для инвестиций на предприятии и расписывается процесс вложения средств, каким его предполагает компания-составитель.
- Общая информация об отрасли (сфере экономики, к которой принадлежит предприятие). Этот раздел затрагивает следующие вопросы: положение в этом секторе в общем, уровень его соревновательности, позиция фирмы по критерию готовности бороться за положение с аналогичными компаниями.
- Сведения о самом предприятии. Здесь рассказывается о его прошлом, называются собственники и владельцы крупных пакетов акций. Кроме того, указываются характеристики, отличающие производственный процесс в компании, и излагаются сведения о ее структурном составе.
- Производственный процесс и выпускаемые изделия. Здесь требуется подробно описать все доступные аспекты производства. Необходимо рассказать о производственных объектах предприятия и о находящемся в его распоряжении оборудовании. Также следует написать об используемых технологиях и об издержках выпускаемой продукции. Этот же раздел содержит сведения о предприятиях, которые снабжают данную компанию сырьем, и о самих используемых материалах. Наконец, необходимо упомянуть о торговых марках и патентах в распоряжении предприятия. Требуется также подробно описать, каким образом можно усовершенствовать производственный процесс, и о работе исследовательского характера, если она ведется.
- Маркетинг и каналы сбыта изделий компании. Здесь рассказывается о состоянии потребительского рынка в данной отрасли, а также рынка услуг по сопровождению товара. Также ведется речь о том, как формируется цена на продукт. Описываются программы маркетинга. Основной объем текста в этом разделе относится к вопросам, связанным с поиском возможных клиентов предприятия, способных потреблять продукт, о котором идет речь. Подробно излагается, каким образом осуществляется сбыт изделий, каковы используемые каналы распространения.
- Руководители и работники предприятия. В этой части рассказывается, какими профессиональными компетенциями обладают руководящие работники фирмы-составителя и их подчиненные. Также дается представление о структурном составе персонала компании.
- Иные аспекты, имеющие значение для предприятия. Данный раздел посвящен любым другим аспектам, которые имеют значение при анализе компании, но не включены ни в один из вышеназванных разделов.
- Сведения финансового характера. Этот раздел содержит все данные относительно финансового аспекта предлагаемых инвестиций, включая их обоснование. В числе прочего это бухгалтерская документация, анализ положения, в котором находятся финансы предприятия, а также обоснование предлагаемого проекта с технической стороны. Также в этот раздел входят иные сведения, которые могут потребоваться лицам, принимающим решение об инвестициях. В частности, если инвестор находится за рубежом, требуется оформить бухгалтерский отчет с применением интернациональных стандартов.
- Финансовый план. Сюда входят сведения, которые относятся к финансовым параметрам предлагаемого плана, в том числе:
- подробная роспись издержек и поступлений;
- величина траншей;
- подробный график возврата вложенных средств;
- финансовая схема разработки проекта;
- определение вероятных угроз финансового характера.
Завершается документ заключением, где его содержание обобщается. В него же входят рекомендации и предложения.
Время, требуемое на разработку, ее условия и оформление отчета
По итогам работы заказчику высылается «Инвестиционный меморандум». Он предоставляется заказчику и на бумаге, и в виде электронного файла. Этот документ ему отправляется по электронной или обычной почте, по факсу либо передается из рук в руки. Срок составления меморандума — от семи до десяти рабочих дней. Течение срока начинается после внесения платы за работу и получения требуемых для его составления данных. Размер документа от 15 до 20 страниц. Заказчик получает гарантию полной конфиденциальности в процессе обработки отправленных им данных.
Перечень документов, запрашиваемых для анализа (передается компанией-заказчиком):
- бизнес-план;
- ТЭО (технико-экономическое обоснование).
Заказчик по своей инициативе может передавать любые иные документы, которые имеют отношение к проекту.
Инвестиционный меморандум представляет собой обращение к возможному инвестору с проектом. Этот документ должен включать резюме или все сведения о проекте, которые последнему могут понадобиться. Данные содержатся в наборе документов, которые требуются для получения инвестиций. При поступлении такого предложения адресат производит его оценку и определяет свое отношение к возможному участию в проекте.
Поделиться