Бизнес-кейс на Business FM: Репатриация и прозрачность – такие условия для российского бизнеса диктуют власти
Репатриация и прозрачность – такие условия для российского бизнеса диктуют власти. И это тенденция, которой подчиняется большинство развитых стран. В России активно идет процесс деоффшоризации, запущенный законом еще в 2015 году. А вот недавнее сообщение, которое наверняка заставило задуматься многих: правительство Швейцарии намерено с 2019 года обмениваться банковскими данными с целым рядом государств, в том числе и с нашим. «Времена для предпринимателей, которые десятилетиями использовали иностранные юрисдикции и занимались налоговой оптимизацией, сейчас непростые», – замечает руководитель департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК ГРУПП Дмитрий Водчиц.
«Бизнесу все сложнее придумывать пути по оптимизации налогообложения, и налоговые органы эффективно их выявляют, доначисляют, привлекают в составе проверок сотрудников органов МВД, из-за чего, соответственно, с большой долей вероятности возбуждаются уголовные дела по итогам таких проверок. Из-за этого бизнес находится в постоянном стрессе и ищет пути, как им из него выйти, потому что не совсем понятны условия игры. Бизнес не понимает, а что такого изменилось, почему так резко поменялись правила игры. Всегда же говорили, что это нельзя делать, но все делали.
Вторая тенденция – это персонализация ответственности, сейчас нет такого понятия, как ответственность собственника в рамках уставного капитала. Четко понятен тренд, он идет вразрез общемировому в России – это ответственность бенефициарного собственника, то есть и МВД, и инспекция, и кредиторы ищут реального владельца и привлекают его к ответственности.
И третий тренд – это рост числа банкротных дел. Оно растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Три года назад проблемы начались у строительных компаний, они массово сваливались в банкротные процессы, далее производственные компании, сейчас идет тренд – ритейл».
В такой ситуации неопределенности и финансовых проблем у делового сообщества по сути три пути. Первый – оставить все как есть, по-прежнему прятать активы, скрывать ресурсы, которые могли бы дать новый импульс бизнесу, и бояться, потому что рано или поздно тайное становится явным, и тогда проблем не избежать. Но нынешний тренд таков: банки спрашивают, где клиент платит налоги, и проверяют историю появления капитала с тех времен, когда бизнес только начинался. Банк будет изучать все, используя любые доступные методы, в том числе публикации в СМИ и даже записи в соцсетях. И если происхождение капитала сомнительно, если резидент не может указать, где он платит налоги, то скорее всего, ему просто откажут в обслуживании. Не будем рассматривать такие варианты, а лучше обратимся к двум наиболее оптимальным и, кстати, более популярным в бизнес-среде. Вернуть все в Россию и спокойно работать здесь или же выбрать путь смены налогового резидентства.
Продолжает наш эксперт: «Если вы верите государству и готовы декларировать свои активы, нужно это делать, нужно пользоваться льготой, которую предоставляет государство, ликвидировать оффшоры, заводить активы в Россию, и здесь уже без налогов их декларировать. При этом нужно помнить, что необходимо провести МСФО оффшоров, восстановить операции, которые были на этом оффшоре, понять источник возникновения средств на нем и уже потом можно идти по этому пути. Но срок ограничен – только 17-й год. Это первый путь. Если готовы декларировать доходы.
Если собственник не готов декларировтаь доходы и боится это делать, то само собой выбор только один – терять налоговое резидентство, декларировать доходы за границей. Ну понятно, что их нужно декларировать, потому что банковский комплайнс требует, чтобы им был понятен и прозрачен источник возникновения этих доходов».
Дмитрий Водчиц приводит примеры из собственной практики: представим себе собственника компании, которая в бизнесе с начала 90-х. Он производит морепродукты и экспортирует их. Компания с миллиардным оборотом. И вот в последнее время проверяющие и правоохранители невероятно усложнили жизнь: постоянные проверки, обыски, допросы – и так около года. Не будем пересказывать всю эпопею, расскажем вкратце: предприниматель обратился к консультантам КСК ГРУПП, ему помогли отбиться от действительно необоснованных претензий налоговиков и полиции. Но это был только первый этап, а дальше пришло время лечить систему управления компанией.
«Выяснили, что проблемы у этого собственника, как и у большинства бизнесов, – это беличье колесо. То есть он во все погружен, он все на себе замкнул, он все решает. Сотрудники, на которых он жаловался изначально, что они несамостоятельны, потому и несамостоятельны. Они боятся принимать самостоятельные решения, он все на себе замкнул. Мы решили выстроить систему управленческого учета, организационную структуру, базирующуюся на принципах автономии сотрудников и их самостоятельности в принятии решений и поставили новую систему KPI, инсталлировали систему электронного документооборота, который позволял дистанционно контролировать процессы. Эта система позволила собственнику исключиться из операционки и сконцентрироваться на стратегии. В течение года у него выросла выручка на 50%. Сейчас он живет на Кипре, увлекается яхтингом (очень об этом мечтал, но времени не было). Сейчас он занимается любимым делом».
Мы неслучайно привели этот пример. Исторически так сложилось, что бизнес российской компании завязан на одном человеке, ну или на ограниченном круге лиц. Они – собственники, они – топ-менеджеры. Они решают вопросы с налоговой, с правоохранителями, договариваются с контрагентами, занимаются кадрами – в общем, держат все нити в одних руках. И когда наступает новая реальность, то им становится не под силу трансформировать бизнес. Кстати, поэтому смена налогового резидентства им часто кажется невозможной – кто же тогда станет управлять бизнесом? Ведь сама идея предполагает, что гражданин будет большую часть времени проводить за границей и платить налоги там со своих, разумеется, доходов. А его российская компания как перечисляла в бюджет основные налоги (в том числе и на прибыль, и НДС), так и будет перечислять. Но, оказывается, можно спокойно уезжать, а управлять бизнесом дистанционно. Главное – с помощью грамотных консультантов выстроить системы. Тяжело, но иначе невозможно.
Резюмирует руководитель департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК ГРУПП Дмитрий Водчиц: «Только через боль… Вот это боль была: год проверки, потом длительный проект по внедрению управленческого учета, по внедрению новой управленческой и организационной структуры. Конечно, нужно заставить себя делегировать полномочия. Но это тяжело: когда ты привык все контролировать, и кажется, что никто, кроме тебя, ничего не сделает. Нет. У нас в компании, например, мы абсолютно самостоятельны в развитии своего блока. Это новый уровень компании, выход на новый уровень».
Добавим, что тот самый бизнесмен, как рассказывает наш эксперт, изменился до неузнаваемости даже визуально – стал больше улыбаться. Сейчас, когда он удаленно занимается только стратегией, отойдя от управления, меняет и налоговое резидентство. Здесь тоже нужно учитывать тонкости, которые могут понять консультанты: например, те самые 183 дня, которые нужно провести за границей, чтобы сменить резидентство. Очень скоро этого, весьма вероятно, не хватит, потому что ФНС предлагает более широкую трактовку: платить налог там, где находятся жизненные интересы, например, недвижимость. Впрочем, наш кейс больше о другом: качественно выстроенная система управления компанией способна справиться с любой проблемой и готова к любым изменениям правил игры – хоть в мелочах, хоть концептуально. И это претендует на роль главной корпоративной ценности.
Источник: Радио Business FM.
Поделиться