Госдума поменяет уже одобренный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
Госдума поменяет уже одобренный было порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Для этого депутаты вернут из третьего во второе чтение президентский законопроект. Решающее слово останется за СКР, но налоговики получат время на содержательный отзыв
Правка поправки
Одобренный во втором чтении законопроект возвращает следственным органам утраченное в 2011 году право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Согласно новому порядку, при поступлении материалов доследственной проверки следователь в течение трех суток должен направить в налоговую службу копию материалов с предварительным расчетом суммы недоимки по налогам и сборам. Налоговая, в свою очередь, должна в течение 15 дней либо дать свое заключение о правильности расчета недоимки по результату налоговой проверки, либо сообщить о начале или отсутствии проверки. Если ответ из ФНС не приходит в СКР за это время, следователь принимает решение о возбуждении дела или отказе от возбуждения без него.
Перед третьим чтением депутаты решились на важную поправку, которая корректирует сроки принятие решения. Чтобы их учесть в тексте законопроекта, его собираются вернуть с третьего обратно на второе чтение, рассказал РБК источник в профильном комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, и подтвердили еще два депутата Госдумы. По словам одного из них, это может произойти уже в эту пятницу. В таком случае документ может голосоваться сразу во втором и третьем чтениях.
Возвращение законопроекта на второе чтение, согласно регламенту Госдумы, происходит «в исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов Госдумы». Этот вопрос должен поставить на голосование председательствующий. Как замечает первый зампредседателя комитета Госдумы по регламенту коммунист Владимир Поздняков, депутаты редко возвращают законопроект на второе чтение, так как это означает, что он содержит «брак».
30 вместо 15
Как говорится в поправках к законопроекту [копия есть у РБК], теперь СКР будет принимать процессуальное решение после получения заключения налогового органа, но не позднее 30 дней со дня получения сообщения о преступлении. Следователь получит право не дожидаться ответа от ФНС только «при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления».
Это важная поправка – из-за того что часть 15-дневного срока уходит на доставку корреспонденции, специалисту ФНС дается не больше пяти дней, чтобы рассмотреть информацию следователей по существу. Увеличение срока, в течение которого следователь дожидается ответа от ФНС, позволит налоговикам хоть как-то оценить информацию следователей по существу, считает партнер налоговой практики «Гольцблат BLP» Евгений Тимофеев.
Сделать полноценную экспертизу за несколько дней невозможно, соглашается замдиректора юридического департамента Торгово-Промышленной палаты Дмитрий Фадеев. «Но при коррупционных злоупотреблениях увеличение срока не будет играть большой роли», – скептичен он.
Насколько достаточными были основания для возбуждения дела до ответа из налоговой, будет решать суд, уточняет источник РБК в комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Слово бизнеса
Поправки направлены на защиту интересов бизнеса, говорит депутат комитета по законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия»). «30 дней – это вполне достаточный срок, чтобы дать обоснованный, полный ответ СКР», – поясняет он.
«Мы не против того, чтобы следственные органы проводили расследования и возбуждали уголовные дела. Мы хотели бы, чтобы это не создавало необоснованных помех для управления бизнесом, чтобы максимально меньше было ошибок. Поправки в некотором смысле делают закон более технологичным», – говорит сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Налоговое законодательство сложное, может возникать недопонимание, в каких случаях можно платить или не платить. Есть добросовестные налогоплательщики, и налоговая служба знает, кто нарушает законодательство», – поясняет замглавы комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев (КПРФ).
Заключение налогового органа в любом случае будет учитываться, уверяет сотрудник СКР Георгий Смирнов. «Даже если оно поступило позже, ничто не мешает потом прекратить уголовное дело», – пояснил он РБК, выражая личное мнение.
Бизнес выступал против наделения СКР правом возбуждения «налоговых» дел. После либерализации законодательства у бизнеса стало меньше проблем, говорит партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов. «За время нового регулирования образовались определенные правила игры: малый бизнес не трогают, а если предпринимателя привлекают к ответственности, то, скорее всего, это чей-то заказ, было такое понимание», – считает юрист.
(РБК. 30 дней без права посадки от 8.10.2014)
Указанные поправки безусловно следует оценивать с положительной стороны. Подготовка заключения налоговым органом позволит внести для следователей определенную ясность и разъяснить обоснованность претензий к налогоплательщику с точки зрения налогового законодательства и судебной практики по спорному вопросу. Однако необходимо принимать во внимание, что в законопроекте отсутствуют положения о какой либо юридической силе подобных заключений. Учитывая общую направленность изменений в законодательство (предоставление правоохранительным органам права на самостоятельное возбуждение уголовных дел), даже представление налоговым органам заключения об отсутствии по его мнению налогового правонарушения, не гарантирует налогоплательщику отказа в возбуждении уголовного дела.
Роман Шишкин
руководитель отдела развития налоговой практики департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК ГРУПП
Поделиться