Субъективно или объективно: сложности бизнеса в его развитии. Реструктуризация
На НR-Portal опубликована статья Елены Белоноговой, ведущего юрисконсульта КСК ГРУПП «Субъективно или объективно: сложности бизнеса в его развитии. Реструктуризация»
Часто бывает так, что по мере своего развития бизнес «обрастает» дополнительными юридическими структурами. Случается, что руководят этими структурами люди, которые никак не участвуют в деятельности компании. Отсюда появляются проблемы во взаимодействии структурных подразделений с «материнской» организацией, с документооборотом и многие другие нюансы, мешающие беспрепятственному ведению дел.
Выход один – построение грамотной юридической структуры. В статье обозначены различные подходы к решению этой задачи: привлечь к решению собственные (штатные) силы, обратиться к профессиональным консультантам или «смешанный вариант» - пригласить эксперта для решения отдельных вопросов (задач), текущую деятельность оставляя за штатными сотрудниками компании. Необходимо отметить, что существуют как плюсы, так и минусы в каждом из приведенных подходов и они четко обозначены в данном материале.
Более детально ознакомиться с проблемой и способами ее решения вы можете, прочитав статью.
Начиная свою предпринимательскую деятельность, организация выбирает вариант развития. В ряде случаев расчет строится на использовании собственных ресурсов с учетом соответствующего персонала в штате. Кто-то из руководителей рассматривает вариант обращения в консалтинговую компанию для сопровождения бизнеса. Существует и третий «смешанный вариант» – обращение к эксперту (консалтинговой компании) для разрешения «точечных» (разовых) задач или проектов, оставляя текущую деятельность для штатных работников. Какой путь выбрать для организации и дальнейшего развития компании – решать задачи своими силами или с привлечением экспертов консалтинговой компании, решает руководитель, но он должен помнить, что лидерство в бизнесе удерживают те, кто планомерно, системно и с помощью качественного профессионального консалтинга укрепляет свои бизнес-функции и системы. Прогрессивные компании обеспечивают себе лидерскую позицию на рынке, постоянно развивая основные компоненты бизнеса: правовую позицию, продажи и продвижение на рынке, сокращение издержек через учет и контроль, увеличение эффективности через автоматизацию процессов, мотивацию и эффективность персонала через повышение четкости зон ответственности.
Основная очевидная проблема, которая на определенном этапе возникает у развивающегося бизнеса, – это деструктурированность. На начальном этапе бизнес состоит из одного юридического лица, затем в процессе развития некоторые подразделения выделяются в отдельные юридические структуры, и через какое-то время владелец бизнеса, руководитель понимает, что у него появились подразделения, фактически являющиеся отдельными юридическими лицами. В некоторых случаях руководящие посты в таких отдельных юридических лицах занимают так называемые структурные руководители, которые хотя документально и являются директорами, но по факту – руководители отделов либо вообще сторонние лица, никак не участвующие в деятельности бизнеса.
Когда владелец бизнеса понимает, что структура управления всеми организациями, входящими в группу (как единый бизнес), перестает быть прозрачной, а, значит, выходит из-под его контроля, он ищет пути решения. Кто-то предпочитает обходиться собственными силами, полагая, что взгляд изнутри, знание всех особенностей организации позволит сформировать эффективную структуру, учитывающую все внутренние взаимосвязи и пожелания владельца бизнеса. Упуская один очень важный момент: порой работники «в угоду» руководителю не обозначают негативные моменты, а порой и сам собственник не желает слышать объективных доводов и фактических обоснований взглядов своих подчиненных: внешне «все хорошо», зачем погружаться? Как правило, документальная формализация процессов тоже начинает вызывать возражения: «Нам не нужна бюрократия, у нас семья». Известны случаи, когда «отдельно взятый» генеральный директор отдельного юридического лица «заботился» только о вверенном ему участке (возглавляемой непосредственно им организации или даже нескольких, как отдельной части группы), не обращая внимания на другие юридические лица структуры: «Зачем перегружаться, ведь у меня все в полном порядке». По мнению такого менеджера, каждый за себя, а интересы владельца бизнеса – это проблема самого владельца бизнеса. Таким образом, несмотря на то, что выстраивание структуры бизнеса собственными силами позволяет учесть глубинные, внутренние потребности отдельных участков организации, в целом такая структура не дает полноценной оценки ситуации. Хаос имеет внешние признаки благополучия, не изменяя при этом сущности проблемы – деструктурированности бизнеса.
Внешний эксперт, анализируя структуру бизнеса «в комплексе», учитывает все ее участки и звенья. Он запрашивает достаточное количество документов, анализирует пояснения ответственных лиц и впоследствии формирует объективный, всесторонний и правдивый отчет о реальном положении дел. Эксперт не стремится «понравиться» заказчику (клиенту) – владельцу бизнеса, руководителю. Его основополагающая задача – выявление «болевых точек», угрожающих не только развитию, но и существованию бизнеса в целом, а впоследствии – предоставление рекомендаций по устранению или минимизации выявленных негативных моментов. Эксперт-аналитик консалтинговой компании может в рамках проекта обратиться к любому коллеге из консалтинговой компании: юристу, экономисту, аудитору, маркетологу для уточнения отдельных моментов или проработки углубленной позиции по спорным вопросам.
При исследовании актуальной судебной практики и комментариев выявляется закономерность – чаще всего внимание проверяющих органов привлекают компании, юридические службы которых не учитывают постоянные изменения законодательства, методологию налоговых служб в оценке налогоплательщика. Например, когда одна или несколько организаций группы (бизнеса), работающих на рынке, неожиданно, «вдруг», по мнению проверяющего органа, оказываются во взаимосвязи с контрагентами, которые имеют признаки недобросовестности. Неуплата налогов; несвоевременная сдача отчетности; отсутствие контрагента по фактическому адресу регистрации; регистрация контрагента по адресу массовой регистрации; согласованность и одновременность расчетов участников сделки; наличие неденежных форм расчетов – для проверяющих органов это поводы обратить более внимательный взор на организацию, у которой вроде бы «все хорошо», включая ее ближайших контрагентов. В рамках проверки запросить, например, отдельные сведения у генерального директора взаимодействующей организации. Проверяющий орган может также осуществить дополнительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств того, является ли центром принятия решений основная компания, и, если найдет достаточно оснований, на эту организацию в конечном итоге может быть возложено бремя доначислений по обязательным платежам, неуплаченным недобросовестным контрагентом в бюджет.
Здесь необходимо дополнительно указать на аспект, который, к сожалению, не всегда в достаточной мере учитывается при формировании структуры группы бизнеса «своими силами», с учетом субъективного подхода, – защита личных интересов (активов) владельца бизнеса. Действующее законодательство предусматривает субсидиарную ответственность владельца бизнеса, руководителя организации: в случае, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Буквально это означает, что владелец бизнеса, так же, как и руководитель организации, рискуют своим имуществом. Поскольку коммерческая деятельность имеет элемент риска и может принести как доходы, так и повлечь несостоятельность (банкротство), данный аспект нельзя отбрасывать как второстепенный, поскольку в этом случае владелец бизнеса, руководитель организации могут потерять не только юридическое лицо (или группу лиц), но и лишиться собственных активов. Очевидно, что при субъективном подходе формирования юридической структуры, который учитывает отдельные аспекты, волнующие исполнителя, невозможно учесть все точки зрения комплексно в силу отдельных причин (оценка структуры по отдельным участкам без комплексной оценки, недостаточность опыта исполнителя при формировании структуры, «личное» отношение к ситуации и др.).
Если рассматривать разработку юридической структуры как услугу от внешнего эксперта, в качестве примера можно рассмотреть достаточно типичный случай из практики КСК ГРУПП по формированию проекта юридической структуры бизнеса одному из клиентов. В КСК ГРУПП обратился один из владельцев производственной компании в связи с расширением бизнеса и отсутствием понимания полной картины того, как должны выстраиваться коммуникации внутри группы и с внешними партнерами. В результате диагностики действующей модели экспертами КСК ГРУПП было предложено Клиенту ясное и понятное решение, полностью его удовлетворившее. В рамках проекта была представлена оценка рисков отдельных участков и риски «в целом». Были сформированы и предложены решения по управленческой структуре бизнеса, по типовым формам гражданско-правовых договоров с контрагентами (включая отдельно проработанные необходимые условия, выявленные из имеющихся потребностей), а также даны отдельные рекомендации в рамках дополнительных запросов по развитию. При разработке решений по проекту в КСК ГРУПП были задействованы эксперты из разных областей (юриспруденция, экономика), при этом в процессе работы по возможности учитывались пожелания клиента. Итоговый проект удовлетворил клиента полностью, при этом необходимо подчеркнуть, что сам клиент был освобожден от поиска различных специалистов «на стороне» и получил комплексное готовое решение. Важно отметить, что при ведении проекта КСК ГРУПП всегда остается в зоне контактов с клиентом, при этом условия о конфиденциальности закрепляются документально (дополнительным гарантом служит высокая репутация КСК ГРУПП на рынке), что позволяет клиентам КСК ГРУПП в комфортном режиме перестраивать свой бизнес.
Возвращаясь к проблеме, нельзя отрицать, что субъективный, внутренний подход не лишен плюсов, один из которых – возможность получить экономию, поскольку разработка решений относится к компетенциям исполнителей в рамках их трудовых отношений с организацией (в составе группы). Ценность и обоснованность такой экономии – вопрос личностной оценки владельца бизнеса. Насколько правильно (объективно, целостно, бесстрастно) исполнитель (штатный работник бизнеса) сможет оценить работу всей группы в целом при формировании юридической структуры бизнеса? В этом есть элемент риска. Порой понимание того, что результат «не тот», появляется только тогда, когда возникают проблемы с внешними контрагентами или государственными органами. С другой стороны, обращение в консалтинговую компанию может вызвать дискомфорт у владельца бизнеса, руководителя в связи с кажущимися большими расходами: экспертам нужно платить. Однако внешние эксперты, имея в совокупности огромный ресурс в виде знаний в смежных областях, в виде их профессиональных умений и практического опыта, смогут, используя объективный подход, выстроить такую структуру, которая удовлетворит и владельца бизнеса, и руководителя юридического лица, и позволит развиваться бизнесу долгое время.
При развитии бизнеса и необходимости его перестройки для владельца бизнеса, топ-менеджера всегда остается актуальной дилемма – выстроить юридическую структуру бизнеса своими силами или обратиться к внешним экспертам. Возвращаясь к эпиграфу, взятому из детской книжки В. В. Маяковского, как иллюстрации полярного подхода, в бизнесе немыслимо руководствоваться такими основами: при ведении дел не существует единых понятий «хорошо – плохо», «экономия – выгода», единственно верный план – это минимизация неожиданного развития событий. Бизнес приемлет понятия стратегии (долгосрочные планы) и тактики (краткосрочные перспективы), и в рамках развития разработку стратегии предпочтительнее делегировать специалистам-экспертам, тогда как решение тактических («насущных») вопросов можно отдать в руки грамотных и подготовленных исполнителей.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать с достаточной уверенностью, что эксперты консалтинговой компании могут оказать неоценимую помощь в выстраивании законной, грамотной и юридически выверенной структуры бизнеса – как на этапе ее становления, так и на этапе ее развития. Консалтинговая компания – это коллектив профессионалов, обладающих уникальным профессиональным опытом, выработанным благодаря большому количеству реализованных проектов. Что касается конфиденциальности, то о ней, обращаясь к профессиональным консультантам, вы можете не беспокоиться.
Поделиться