Кадры решают все?
Есть много утверждений, истинность которых не требует доказательств. Если говорить о бизнесе, то вот один из таких тезисов: важнейшая часть успеха компании – это персонал. Как влияет работа с сотрудниками на прибыль предприятия? Как на этой работе отражаются последние макроэкономические изменения и технологические прорывы? Как отличить эффективного работника от неэффективного, и где найти самый лучший персонал? Наконец, нужно ли обращаться к профессиональным консультантам, чтобы найти эти лучшие кадры? Ответить на эти вопросы нам поможет руководитель практики «HR-консалтинг» КСК ГРУПП Валерия Дворцевая. Эксперт рассказывает о собственном опыте общения с одной из российских компаний.
«Я не так давно общалась с нашим клиентом, у которого крупный интернет-магазин. И он мне рассказывал, что у него раньше было 100 человек в отделе Фотошопа. И не далее, как три месяца назад, он купил три компьютера, которые были поставлены, и они отслеживали все, что делают дизайнеры, там специальная программа. Через три месяца в отделе дизайна остались 10 специалистов и три компьютера. Вот так меняется среда, и меняются требования. Вы же понимаете, что остались 10 лучших. Кроме того, меняется конкурентная среда. Появляются конкуренты из ниоткуда – и исчезают вполне себе глобальные компании. Например, автопром вряд ли мог предположить, что появится «Тесла», компания, которая никакого отношения к автопрому не имела, но вполне себе конкурент. И поэтому сейчас совершенно иные требования к персоналу, иные, нежели лет 10 назад, не говоря уже о более раннем времени. Это тот самый период индустриализации, очередного витка, который... ну, в общем, песню об извозчике мы все помним».
Если кто забыл – напомним. Извозчик, то есть водитель кобылы, остался не у дел из-за научно-технического прогресса, подарившего миру трамвай. Основа рыночной экономики – конкуренция. И с теми сотрудниками, которые не готовы совершенствоваться, работодателю приходится расставаться. Это должны хорошо понимать и та, и другая сторона. Кроме того, нынешняя ситуация в российской экономике заставляет вспомнить известную мудрость: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать плохие вещи». Именно сейчас работодателю нельзя экономить на лучших кадрах. Руководитель практики «HR-консалтинг» КСК ГРУПП Валерия Дворцевая приводит еще один пример.
«Недавно была история, когда к нам пришли две кондитерские компании, два клиента, очень подобные, и обоим нужно было найти коммерческого директора. Обе компании хотели приблизительно одинакового коммерческого директора, но у них были категорически разные подходы к подбору. Одна компания говорила: «Мы в сложной ситуации, у нас есть только 150 тысяч в окладной части, войдите в наше положение и найдите нам на эти деньги лучшего из того, что можно найти, нам надо, у нас сложности с продажами, с позиционированием, но вот, сколько мы можем». А вторая компания, тоже находясь в сложной ситуации, сказала: «Если мы не найдем самого лучшего... мы войдем в кредиты, но вы нам должны найти человека, который будет делать прорыв нашей компании». И в итоге, действительно, разница была почти в два раза. В одной компании коммерческий директор пришел на 150 тысяч, а в другой – на 250 тысяч. Первая компания уходит с рынка, потому что он работал хорошо, качественно, ответственно, но ничего нового он сделать не мог. Вторая компания развивается активно, потому что человек, который туда пришел, – реально очень сильный специалист, делатель, что называется».
А теперь к самому важному вопросу: что должен делать работодатель, решивший сократить издержки и повысить эффективность компании за счет правильной работы с персоналом? Участники рынка HR говорят, что первый и очень важный шаг – это осознание готовности к переменам. А дальше на выбор: наладить собственную службу работы с персоналом или же передать эту функцию на аутсорсинг. Забегая вперед, скажем, что грамотные консультанты помогут не только найти нужных сотрудников, но и научить, как это нужно делать. А кроме того, партнер поможет посчитать – как затраты на консалтинг обернулись для компании прибылью. Говоря финансовым языком – это ROI, показатель окупаемости инвестиций. Продолжает Валерия Дворцевая.
«У нас, в КСК ГРУПП, практически все процессы оцифрованы. При правильно построенном управленческом учете мы можем оцифровать и понять, что нам стоил тот или иной процесс. Есть люди, которые приходят по разным каналам. И мы можем совершенно четко их закрепить за этими каналами. Вот этого человека подобрали внутри компании. Вот этот человек пришел с открытого рынка труда, а этого порекомендовал сотрудник, который работает в компании. А вот этот пришел через консультантов. И мы можем подсчитать с вами ROI вложений как выработку этого человека, как эффективность работы этого человека и сравнить, насколько эффективнее работают люди, пришедшие через тот или иной канал. И дальше мы просто можем посмотреть, что мы заплатили столько-то консультантам, а получили мы столько-то. И вот оттуда мы с вами легко выводим ROI».
Вот еще один пример из жизни. Компания искала сотрудника. Повесила на сайте HeadHunter стандартное объявление. Много обязанностей, высокие требования и невысокая зарплата… Кандидатов мало, а те, что пришли, – не устроили. А теперь приведем детали, о которых почему-то умолчали кадровики. В компании шикарный соцпакет, бесплатное питание и огромные премии, которые платят несколько раз в год. Быть может, стоило об этом рассказать потенциальным сотрудникам – глядишь, с рынка бы пришли лучшие кадры. Руководитель практики «HR-консалтинг» КСК ГРУПП Валерия Дворцевая говорит о преимуществах работы с профессиональными консультантами.
«Думаю, что мы здесь схожи с педагогами и врачами. Потому что в нашей стране, бывшем СССР, в общем, все знают, как правильно воспитывать, как правильно лечить и как правильно персонал подбирать. И к нам довольно часто приходят те, кто были уверены, что они и сами умеют подбирать персонал, и вот тут они к нам через некоторое время приходят и, оказывается, что все-таки не очень умеют. Что не надо было этого делать, потому что время потеряно, имидж испорчен, деньги потрачены. Поэтому надо либо самим научиться, либо отдать непрофильную функцию на аутсорсинг. Нет единого правильного ответа, что лучше. Если в компании постоянно требуется персонал, конечно, лучше иметь внутреннюю службу подбора, безусловно. Другое дело, что нужно иметь хорошую службу подбора. Надо контролировать, качественная ли это служба подбора. Надо время от времени ее аудировать, смотреть, все ли новинки она знает технологические, насколько качественно она работает. В этом смысле мы тоже большие помощники, мы можем поставить эту службу, мы можем ее контролировать».
Разумеется, не всегда стоит переводить подбор кадров на аутсорсинг. Если речь идет о крупной компании, особенно если ее деятельность связана с интеллектуальной собственностью, то логичнее создать собственную службу персонала. В остальных случаях стоит довериться профессионалам. В заключение немного статистики. Известно, что 1% лучших сотрудников обеспечивают 10% результата компании. Именно поэтому нельзя экономить на инвестициях в персонал. Игра стоит свеч.
Поделиться