Привлечение финансирования в кризис: как найти инвесторов?
На сайте «Ведомостей» вышла статья «Привлечение финансирования в кризис: как найти инвесторов?» Теймураза Вашакмадзе, руководителя практики «Привлечение инвестиций» КСК ГРУПП.
Независимо от состояния экономики всегда есть компании, испытывающие потребность во внешнем финансировании. Денежный ресурс требуется не только для восстановления ликвидности компании, но и для масштабирования бизнеса. Некоторые бизнес-модели особенно эффективны во время кризиса, компании, использующие их, растут быстрыми темпами, им обеспечивается развитие, устойчивость и безопасность. Долевое финансирование бизнеса – один из эффективных способов привлечения средств инвесторов, а не банков.
Во время кризиса рынок становится «рынком покупателя», стоимость бизнеса в соотношении с его финансовыми показателями (прибылью, выручкой) становится заметно ниже. Например, на сегодняшний день российские компании на фондовом рынке оцениваются следующим образом: годовая прибыль, которую приносит бизнес, умноженная на 5 (речь идет о EBITDA - прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации). Таким образом, если вы оцениваете свою компанию как «годовая прибыль x 15», то не стоит ожидать, что инвесторы заинтересуются вашим предложением. Конечно, значение «годовая прибыль x 5» – это «средняя температура по больнице», в некоторых отраслях она выше, в некоторых - ниже. В отдельных случаях при продаже бизнеса или доли в нем можно рассчитывать на премию, то есть надбавку со стороны инвестора за лидерство компании на рынке, но нужно понимать, что вряд ли сделка будет заключена по цене, в два раза выше рыночной.
Поделиться