Сопровождение налогового мониторинга

Поможем вам выявить и минимизировать налоговые риски

Best Lawyers

Лучшие юристы
по налоговому праву

II группа

Налоговое право
Право.ru-300

Предварительный аудит перед вступлением в налоговый мониторинг

Методологическая поддержка налогоплательщика на всех этапах мониторинга

IT-поддержка налогоплательщика на всех этапах налогового мониторинга

Бесплатная консультация

Понятие и особенности налогового мониторинга

С 1 января 2016 года, в целях осуществления максимальной прозрачности в деятельности компании, Федеральная налоговая служба России реализует новую форму налогового контроля — налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг проводится межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам, которые получают информацию непосредственно из учетных систем организации, т.е. налоговый мониторинг заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его отчетности, что позволяет отслеживать операции и оценивать корректность показателей налоговой отчетности.

За счет этого операции и учет налогоплательщиков становятся прозрачными для налогового органа. В обмен налогоплательщик получает понятную обратную связь при принятии решений по налоговым вопросам.

Преимущества для налогоплательщика:
  • Освобождение от выездных и камеральных проверок
  • Получение мотивированного мнения:
    согласование с налоговым органом подходов к налогообложению по спорным вопросам по совершенным или планируемым сделкам
  • Повышение вероятности досудебного урегулирования вопросов
  • Сокращение объемов истребуемых налоговым органом документов
  • Снижение налоговых рисков и налоговых доначислений,
    возможность планирования налоговой нагрузки, что является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности налогоплательщика
  • Применение заявительного порядка для возмещения НДС и акцизов без предоставления банковской гарантии или договора поручительства
  • Повышение уровня системы внутреннего контроля

Кому необходимы услуги

Налогоплательщики могут перейти на налоговый мониторинг по желанию при одновременном соблюдении критериев (по состоянию на 01.07.2021г. критерии снижены 3 раза, сохраняется тенденция на дальнейшее снижение):

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.

Организация сама выбирает оптимальный способ информационного взаимодействия с налоговым органом посредством:

  • предоставления удаленного доступа к системе ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • создание для налогового органа специальной аналитической витрины данных;
  • передача сведений по телекоммуникационным системам связи через оператора электронного документооборота.

Алгоритм перехода на налоговый мониторинг

Прежде чем принять решение о подключении к налоговому мониторингу, организация должна оценить свою готовность к переходу и проверить соблюдение необходимых критериев.

Для такой оценки предлагаем использовать следующую пошаговую инструкцию:

1. Оценить суммовые критерии.

С 1 июля 2021 года организация вправе перейти на налоговый мониторинг, если:

  • общая сумма налогов, подлежащих уплате организацией превышает 100 млн рублей, при этом в расчет берутся исчисленные налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы;
  • сумма полученных доходов организацией за прошедший календарный год составляет не менее 1 млрд рублей;
  • совокупная стоимость активов составляет не менее 1 млрд рублей.

Расчеты показателей осуществляются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга.

2. Проверить готовность информационных систем.

Необходимо выбрать способ информационного взаимодействия с налоговым органом.

На сегодняшний момент существуют 3 вида взаимодействия с налоговым органом в рамках проведения налогового мониторинга:

  • с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота - данный способ взаимодействия будет отменен с 1 января 2024 года;
  • предоставление информации с помощью аналитической витрины данных, которая будет содержать документы бухгалтерского и налогового учета, информацию по организации системы внутреннего контроля;
  • открытие доступа к информационным системам организации.

Решение о порядке взаимодействия с налоговым органом организация принимает самостоятельно.

3. Оценить работу системы внутреннего контроля.

Необходимо оценить работу системы внутреннего контроля.

Она должна удовлетворять требованиям Приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518.

Оценить СВК можно по пяти основным критериям:

  • организована контрольная среда - в организации сформированы соблюдаемые всеми сотрудниками профессиональные, этические и поведенческие стандарты, обозначен функционал и квалификация специалистов, отвечающих за функционирование системы внутреннего контроля и т.д.;
  • разработана система управления рисками, направленная на предотвращение или минимизацию рисков;
  • проводятся контрольные процедуры, покрывающие выявленные риски;
  • соблюдены требования к информационной системе, обеспечивающие функционирование СВК;
  • регулярно проводится мониторинг средств контроля с целью их усовершенствования.

4. Разработать «дорожную карту» по переходу на налоговый мониторинг.

Компания совместно с ФНС России разрабатывает дорожную карту по подготовке и переходу на налоговый мониторинг

Дорожная карта представляется организацией в налоговый орган по месту постановки её на учет.

5. Подать документы в налоговый орган.

До 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду проведения мониторинга) необходимо предоставить в налоговый орган следующий комплект документов:

  • заявление о проведении налогового мониторинга;
  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о взаимозависимых лицах – юридические и физические лица, доля участия которых составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации;
  • документы о системе внутреннего контроля - контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля.

6. Дождаться решения налогового органа о проведении налогового мониторинга.

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и представленных организацией документов, налоговый орган до 1 ноября текущего года принимает решение о проведении или отказе в проведении налогового мониторинга.

Отказать в проведении налогового мониторинга могут в случае:

  • непредставления организацией документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 105.27 Кодекса;
  • несоблюдения организацией условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса;
  • несоответствия установленной форме и требованиям регламента информационного взаимодействия;
  • несоответствие установленным требованиям применяемой организацией системы внутреннего контроля.

7. Проведение налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг проводится за календарный год, следующий за годом подачи заявления на проведение мониторинга в период с 01 января. Этот срок начинается с первого января запланированного для мониторинга года и оканчивается 01 октября следующего года.

Проверка проводится налоговым органом посредством анализа деклараций, учетных и иных документов, которые организация предоставляет с помощью способа, отраженного в регламенте информационного взаимодействия.

Организация имеет право запросить у налогового органа мотивированное мнение по состоявшимся и планируемым сделкам в случае возникновения вопросов по соблюдению налогового законодательства

С 1 июля 2021 года для участников налогового мониторинга вводится заявительный порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета, но без банковских гарантий и поручительств.

Почему вы можете быть уверены в результате

Рейтинги

Мы занимаем лидирующие позиции в топовых рейтингах, в том числе рейтинг «Эксперт РА» — 1 место в номинации «Юридический консалтинг», федеральный рейтинг «Право.ru-300», 2018 — II группа по налоговому праву и налоговым сборам. Best Lawyers, 2018 — лучшие юристы по налоговому праву.

Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупнейшие российские и западные компании.

Право.ru-300
II группа Налоговое право и налоговые сборы, федеральный рейтинг (Право.ru-300)
Эксперт РА
1 место Юридический консалтинг (Эксперт РА)
BestLawyers.com
Лауреаты Лучшие юристы по налоговому праву (BestLawyers.com)

Средний опыт наших специалистов — более 10 лет, многие из них работали в ФНС.

Качество работы наших налоговых юристов подтверждают своими рекомендациями крупные российские и западные компании.

Мы предоставляем не рекомендации, а решения «под ключ».

Например, подробную «дорожную карту» по устранению налоговых рисков, и при необходимости помогаем реализовать ее положения на практике.

Наши юристы ежедневно сопровождают налоговые проверки и взаимодействуют с инспекторами ФНС.

Благодаря этому мы всегда в курсе изменений подходов налоговой службы, и на основе этой информации выстраиваем тактику защиты клиентов.

Что вы получите?

Виды оказываемых услуг в рамках налогового мониторинга

Предварительный аудит перед вступлением в налоговый мониторинг;
Методологическая поддержка налогоплательщика на всех этапах налогового мониторинга, в том числе:
  • формирование отчетных форм для перехода на налоговый мониторинг — дорожной карты, регламента информационного взаимодействия, информации о взаимозависимых лицах, учетной политики для целей налогообложения, информации по системе внутреннего контроля;
  • проведение работ по выявлению рисков, анализ рисков, самостоятельно выявленных налогоплательщиком, анализ контрольных процедур на предмет их полноты и точности,
  • разработка (доработка) методики выявления и оценки рисков с учетом специфики деятельности клиента;
  • разработка справочника рисков, паспортов рисков, библиотеки контрольных процедур, тестов для оценки системы внутреннего контроля с учетом специфики клиента;
  • оказание поддержки организации при несогласии с вынесенным налоговым органом мотивированным мнением;
  • консультирование и сопровождение налогоплательщика на всех этапах проведения налогового мониторинга.
IT-поддержка налогоплательщика на всех этапах налогового мониторинга, в том числе:
  • совершенствование IT-системы налогоплательщика, доработка информационной системы для обеспечения перехода организации к взаимодействию между организацией и налоговым органом,
  • реализация возможности расшифровки показателей налоговой декларации до уровня регистров бухгалтерского учета, первичных документов (скан-образов), подтверждающих факт совершения хозяйственных операций, договоров и наоборот),
  • реализация возможности автоматической проверки контрольных соотношений в налоговой декларации,
  • реализация возможности автоматического сравнения данных первичных и уточненных налоговых деклараций с данными учета,
  • реализация возможности автоматической проверки контрагентов через сервисы 1С Контрагент, Спарк,
  • разработка и реализация возможности автоматического ведения паспортов и реестра рисков.

Отзывы о нашей работе

КСК ГРУПП

27 лет на рынке

Решаем задачи и помогаем бизнесу развиваться.

Эксперты КСК ГРУПП

Эксперт - Алексей Чубаров

Является экспертом в области международного налогового планирования, реализовал множество проектов по выстраиванию и сопровождению международной составляющей бизнеса.

Алексей Чубаров

Внешний эксперт по международному структурированию

Эксперт - Денис Ладыгин

Имеет опыт консультирования крупных российских и международных компаний по вопросам: использования процедур банкротства при реструктуризации бизнеса; возможных рисков банкротства; структурирования бизнеса и минимизации рисков потери активов; структурирования сделок по приобретению и продаже компаний и объектов недвижимости; проведения юридической экспертизы, предшествующей их приобретению.

Денис Ладыгин

Партнер по структурированию бизнеса

О нас

КСК ГРУПП — лидер рынка профессиональных услуг в области комплексного бизнес-консультирования.

Аудиторско-консалтинговая группа включает 15 направлений под единым брендом «Консалтинг. Сервис. Капитал», в том числе аудит, налоги, право, автоматизация, управленческое и финансовое консультирование.

Наша команда состоит из 150 профессиональных консультантов самой высокой квалификации, которые успешно реализуют сложнейшие проекты. Мы продолжаем совершенствоваться, развивать новые направления деятельности и расширять партнерскую сеть. За 27 лет работы мы реализовали 20 000 проектов для 4000 клиентов.

Всегда отвечаем за результат, экономим время наших клиентов и делаем все, чтобы их инвестиции в каждый консалтинговый проект полностью оправдали себя, благодаря успешному развитию дел. Сотрудничество с нами приносит успех – этот факт подтверждают рекомендации ведущих компаний российского рынка, которые доверили нам сопровождение важнейших направлений своего бизнеса.

Логотип ACCA

1-е место

Юридический консалтинг,
в рейтинге аудиторских компаний

Эксперт РА, 2019

3-е место

Юридический консалтинг,
в рейтинге консалтинговых компаний

Эксперт РА, 2019

III группа

Налоговое консультирование,
федеральный рейтинг

Право.ru-300, 2019

Услуги практики Услуги связанные с налогами