Операционный Due Diligence
Операционный Due Diligence включает анализ возможностей развития объекта, изучение и экспертизу документов (учредительных, по структуре владения, по правам собственников) и выявление сопутствующих рисков.
В процесс включается изучение состояния производства, существующей системы продаж, кадрового потенциала. Для собственности выполняется анализ:
- учредительных документов;
- выпуска ценных бумаг / акций, истории изменения владельцев и их прав;
- полноты выплат акционерам;
- имущественных/неимущественных прав сторон.
По итогам предъявляется независимый отчет с указанием текущего положения дел и вероятных рисков, рекомендаций специалистов.
Одновременно операционный Due Diligence называется организационно-управленческим.
Объекты операционного Due Diligence
В таком типе исследований выделяют целый ряд объектов.
- Существующие взаимодействия со связанными сторонами. Их влияние на операционную деятельность.
- Организационная и функциональная структура объекта/компании.
- Внешние факторы (среда функционирования).
- Системы контроля, бюджетирования, учета, планирования деятельности.
- Кадровая политика, организационная структура, их особенности и перспективы развития.
- Основные средства.
- Работающие и запланированные инвестиционные программы.
Таким образом, в поле зрения исследователей попадают и форма организации производства, и особенности создания, реализации продукции, и правовые аспекты компании, особенности управления, эффективности работы компании.
Одновременно на основе анализа истории, перспектив компании + рынка (среды, где организована деятельность) возможна оценка существенных рисков и прогноз на будущие периоды.
Операционный Due Diligence выгоден, если планируется:
- изменение типа и способов корпоративного управления;
- избавление от «провалов» внутри существующей системы управления;
- изменение, стабилизация, формализация уже существующих неформальных элементов и связей;
- устранение негативных моментов в управлении и производстве, работе всего трудового коллектива, группы специалистов или отдела.
Благодаря изучению системы управления и возможности реструктуризации (предприятия, отдельных структурных подразделений), оценке качества управления можно оценить:
- эффективность и стабильность работы;
- риски в конкретном бизнесе;
- потенциал развития;
- отраслевые риски, воздействие внешних факторов.
Это позволяет оценить перспективность объекта инвестирования, приобретаемой компании, бизнеса. При операционном Due Diligence важную часть итогового отчета составляет стратегическое направление. По полученным данным можно предположить дальнейшее развитие компании/объекта, открыть возможности изменения любой политики:
- производственной;
- кадровой;
- сбытовой;
- управленческой;
- финансовой.
В итоге можно получить представление о резервах для роста и скорости изменений, увеличения масштабов работы, а значит, и привлекательности объекта.
Пример содержания операционного Due Diligence
В рамках этого вида Due Diligence выполняется исследование:
- внешней среды;
- организационно-функциональной структуры;
- системы управления имуществом, финансами;
- эффективности процессов производства/инжиниринга;
- предлагаемых инвестиционных программ;
- внутренней/внешней логистики;
- контроля качества, его организации.
Конкретный набор направлений и объектов проверки определяется целью проведения операционного Due Diligence. Заказчикам предлагается сформулировать перечень вопросов, на которые группа специалистов будет искать ответы. Исходя из них составляется перечень документов, определяются сферы исследования, объем изучаемой информации, глубина (уровень детальности).
Учитывается также, что любые документы и формы отчетности не дают точного представления о происходящем на предприятии. Поэтому в перечень мероприятий включается анализ внутренних документов, устные опросы работников и менеджеров.
В итоге отчет включает:
- историческое развитие и вехи компании;
- тип и особенности организационной структуры, вероятные проблемные моменты;
- описание кадровой политики, менеджмента;
- анализ взаимоотношений со всеми значимыми контрагентами;
- отчет о сильных/слабых сторонах организации бизнеса, сдерживающих факторах;
- предложения по повышению эффективности с учетом текущих операций.
На выбор могут включаться следующие элементы:
- описание бизнеса, продукции, продуктов/услуг, технологических цепочек, видов деятельности, дочерних компаний, представительств и филиалов;
- подробное описание организационной структуры, органиграмма (в том числе возможные изменения), численность + структура по работникам предприятия, обязательства;
- особенности продаж, с расшифровкой выручки (постатейно), спискам покупателей (топ-10, топ-20), компаний, для которых это единственный поставщик, перечень заказов на будущие периоды, условия договоров;
- операции по закупкам (топ-10, топ-5 поставщиков, в том числе единственных по конкретным расходникам, сырью), договорам, формам сотрудничества с ними.
Поделиться