16.05.2017

Факторинг с регрессом

Факторинг — это переуступка дебиторской задолженности, при которой поставщик реализует покупателю товар/услугу, а оплату получает от фактора. При этом покупатель становится должником последнего.

Фактором может выступать банк, факторинговая компания или финансовый агент.

Схема операции факторинга

  1. Поставщик подписывает договор с фактором.
  2. Поставщик реализует покупателю товар/услугу.
  3. Фактор производит поставщику первую выплату (не больше 90% от стоимости поставки).
  4. Покупатель погашает фактору задолженность.
  5. Фактор выплачивает поставщику остаток за минусом комиссии.

Как отразить факторинговую операцию в бухгалтерском учете

Способ учета факторинговой сделки зависит от вида договора. На 2017 г. актуальны два вида факторинга:

  • с регрессом— договор с риском для поставщика; если покупатель не оплатит долг, полученные от фактора деньги придется вернуть;
  • без регрессарискует финансовый агент, поскольку в случае неоплаты его расходы не возмещаются.

Для бухгалтерского учета оба вида факторинга имеют некоторые отличия. По понятным причинам, клиенты чаще заключают сделки без регресса, поэтому рассмотрим, как отразить операцию факторинга именно по такому договору.

Если вы поставщик

По ст. 128 ГК РФ, право требования — это часть имущества предприятия. Для бухгалтерского учета его продажа считается выбытием прочих активов, а доход от продажи — прочим доходом. Оплату комиссионных фактору относят к операционным расходам.

Дебет Кредит Операция

  • 62 90.1 Произвели покупателю отгрузку.
  • 3 68 Начислили НДС по реализации.
  • 51 76 Провели первую выплату от фактора.
  • 76 91.1 Переуступили долг покупателя фактору.
  • 2 62 Списали долг с покупателя.
  • 76 51 Оплатили комиссионные фактору.
  • 2 76 Признали комиссионные в составе операционных расходов, без НДС.
  • 3 76 Учли НДС по комиссии.
  • 76 62 Списали оставшийся долг покупателя.
  • 51 76 Провели вторую выплату от фактора за минусом комиссионных.
  • 68 19.3 Приняли к вычету НДС.

Если вы покупатель

Дебет Кредит Операция

  • 41 60 Провели приход от поставщика.
  • 3 60 Учли входной НДС.
  • 68 19.3 Приняли к вычету НДС.
  • 1 60.1 Перекинули кредиторскую задолженность на фактора.
  • 1 51 Оплатили долг фактору.

Если вы фактор

Дебет Кредит Операция

  • 58 76.5 Учли финансовое вложение (долг за отгрузку минус комиссионные).
  • 5 51 Перечислили поставщику первую выплату.
  • 51 76.7 Получили оплату от покупателя.
  • 5 51 Перечислили поставщику вторую выплату (за вычетом комиссионных).
  • 7 91.1 Учли доход от сделки.
  • 2 68 Начислили НДС по комиссионным (от разницы между полученным и учтенным финансированием).

Как учесть факторинговую операцию для налогообложения

Учет налога на прибыль

Для поставщика комиссионные финансовому агенту — это убыток, который признается налоговым органом в полном объеме и без ограничения вычета (см. ст. 279 налоговый кодекс РФ). Учитывается он во внереализационных расходах (факт оплаты должен быть документально подтвержден и экономически обоснован). Также комиссионные можно учесть как прочий расход по производству и/или реализации. Зачитываются они так: 50% суммы включают во внереализационные расходы датой переуступки, оставшиеся 50% признаются после 45 календарных суток от того же срока.

Учет НДС

Услуги факторинговой компании включают НДС (см. п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговой базой для них является стоимость переуступленных товаров/услуг, которая рассчитывается от их цен, учитывая акцизы (если товары подакцизные) не включая НДС (см. ст. 40 НК РФ).

Если вы поставщик, то можете возместить входную сумму налога, только прежде необходимо доказать, что поступившее финансирование использовано для производства товаров/услуг, по которым начисляется НДС, а также на закупку основных средств, материалов, сырья, на выплату зарплаты, уплату налогов. В этом случае со стороны фискальных органов претензий не будет.

Как провести операцию факторинга в «1С: Управление торговлей», версия 11

  1. Отгрузку покупателю делаете стандартно, через «Реализация товаров/услуг» и выставляете счет-фактуру.
  2. Переуступку требования агенту оформляете аналогичным документом. Операция не подлежит обложению налогом, поэтому счет-фактуру выставлять не надо.
  3. Списываете денежное требование с покупателя (обычно проводится как «Прочие расходы»). Для этого создаете документ «Списание задолженности», выбираете тип долга «Задолженность дебитора», дебитором выбираете покупателя и подвязываете статью затрат.
  4. Первую выплату от фактора проводите как «Оплата от покупателя». Плательщиком выбираете своего финансового агента, в основании платежа подтягиваете реализацию, по которой производилась переуступка.
  5. За оказанные услуги агент взимает комиссионные, по которым надо уплатить НДС. Создаете новое «Поступление товаров и услуг» и вводите счет-фактуру на его основании.
  6. Когда получите вторую часть суммы за вычетом комиссионных, остаток долга закрываете документом «Взаимозачет задолженности». Кредитором и дебитором выбираете своего финансового агента. Если заполнить документ автоматически (кнопкой «Подобрать по остаткам»), то на вкладке «Задолженность дебитора» будет виден остаток долга по переуступке, а на закладке «Задолженность кредитора» — накладная, по которой проводилась комиссия.
  7. Принимаете к вычету НДС с комиссионных, для этого в журнале «Формирование записей книги покупок» создаете новый регламентированный документ.
Важно! При работе с данным алгоритмом следите, чтобы в каждом документе правильно был выбран договор факторинга.

Факторинг в России: преимущества, недостатки и перспективы

В России факторинговые операции официально признали в 1992 г. Сегодня общие положения по переуступке права требования регламентируются гражданским кодексом РФ, глава 43, ст. 824–833.

Удобство факторинга подтверждается выгодами, которые получает каждый участник сделки.

Поставщик Фактор Покупатель

  • Нет дебиторской задолженности.
  • Доход от комиссионных.
  • Отсрочка платежа.
  • Нет финансовых рисков.
  • Рост клиентской базы.
  • Возможность оплаты частями.
  • Быстрый оборот капитала.
  • Рост доходности.

Главным недостатком факторинга до недавнего времени был громоздкий и не всегда прозрачный документооборот, который в разы увеличивал цикл сделки и расходы по ней.

Переход на электронную систему EDI-факторинга в начале 2015 г., на примере сотрудничества «Х5 Retail Group» и ВТБ Факторинг, показал 5 преимуществ работы в ней.

  1. Автоматическая проверка полностью исключает фальсификацию документов.
  2. Сократилось время для подготовки и проведения сделки.
  3. Уменьшились комиссионные.
  4. Снизились трудозатраты по обработке документооборота.
  5. Отгрузка товара и поступление оплаты стали возможны в один день.

Зная правила и особенности факторинговых операций, легко понять, подходят они вам или нет. Однако следует учесть, что факторинг неэффективен при слишком ритмичном графике отгрузок и оплат.


Возврат к списку