Налоговый спор

Налоговым комплаенсом передовые специалисты в области права и бухгалтерии называют систему риск-менеджмента. Комплекс мероприятий направлен на своевременное выявление юридических проблем и предотвращение споров с контролирующими органами. В крупных компаниях задачу поручают отдельным структурным подразделениям. Однако заниматься вопросом могут и выделенные специалисты. Эксперты просчитывают вероятность доначислений по каждому направлению и заблаговременно выстраивают защиту. Итогом становится благополучное завершение любых проверок.

Убедительная статистика

О необходимости изменения подходов к организации бизнеса свидетельствуют данные ФНС РФ. В 2016 г. доначисления по результатам контрольных мероприятий составили 352 млрд руб. Специалисты зафиксировали прирост показателя в 31%. В отчете налоговой службы выделены наиболее проблемные направления. Чаще всего недоимки образовывались по следующим видам сборов:

  • НДС — 46%;
  • налог на прибыль — 27%;
  • НДФЛ — 18%.

Результативность контрольных мероприятий достигла 99%. Нарушения выявляли практически при каждой проверке. Средний размер доначислений установился на отметке в 13,6 млн руб.

Эксперты отмечают, что в большинстве случаев решение налогового органа основывалось на концепции недобросовестности. Недоимки формировались в результате отсутствия подтверждения должной осмотрительности при поиске контрагента. Вероятность предъявления претензий со стороны инспекции сохраняется при регулярном перечислении обязательных сборов в бюджет. Представители бизнеса постоянно сталкиваются с необходимостью доказывать реальность сделок и экономическую целесообразность затрат. Подробное разъяснение по этому поводу дал ВС РФ в определении № 302-КГ16-5816 от 29.05.2016 г.

Кому стоит задуматься о комплаенсе

Специалисты проанализировали практику и составили ряд рекомендаций. Так, позаботиться о комплексной защите от налоговых споров посоветовали при наличии хотя бы одного из факторов:

  • активное сотрудничество с контрагентами по вопросам закупки товаров, услуг или работ;
  • сложности с подтверждением целесообразности расходов, косвенная связь затрат с коммерческой деятельностью;
  • превышение годовым объемом выручки планки в 200 млн руб.;
  • заключение соглашений о покупке дорогостоящей продукции или услуг.

Анализировать каждую сделку необязательно. При разработке системы комплаенса имеет смысл устанавливать стоимостной барьер. Детальной проверке должны подвергаться договорные отношения и операции, доначисления по которым могут оказаться внушительными. Вовлекать же в процесс рекомендуют не только сотрудников бухгалтерии, но и квалифицированных юристов. Целесообразным будет участие в исследовании работников служб безопасности и маркетологов.

Базовые принципы комплаенса

Модель защиты от налоговых рисков разрабатывается в индивидуальном порядке. Однако ряд общих правил специалистам выделить удалось. Так, эффективная система предполагает периодическую проверку постоянных контрагентов. Длительные деловые отношения с партнером не исключают вероятности признания сделок неблагонадежными. Возможность появляется у инспекторов при смене директора, адреса, истечении срока действия разрешений или лицензий. Избежать споров позволяет ежегодный запрос информации. Систематически сведения о контрагенте следует обновлять.

Регламентом проверок должен стать локальный нормативный акт. После утверждения документ приобретает столь же важное значение, что и учетная политика. В нем следует определить круг обязанностей отделов, касающихся сбора и хранения информации о деловых партнерах. В регламенте прописывают порядок анализа документации, принятия решений о продолжении сотрудничества.

Первый этап внедрения системы включает:

  • оценку заключенных организацией сделок и правового регулирования отношений;
  • распределение задач, полномочий и функций между структурными подразделениями;
  • принятие решений о приобретении программного обеспечения, облегчающего проверку контрагентов;
  • автоматизацию бизнес-процессов.

На вопрос о глубине изучения сведений о деловых партнерах законодатель не дал прямого ответа. Помочь в этом могут приказы ФНС РФ. Регулярно на официальном портале появляются разъяснения о правилах подтверждения должной осмотрительности. В числе последних актов следует назвать письма № ЕД-5-9/547@ и № АС-4-2/8872. В судебной практике определяющим пока остается Постановление ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

Юристы напоминают представителям бизнеса о недостаточности сбора информации из общедоступных источников. Наличие выписки с сайта ФНС РФ, например, не защищает от претензий. Получение сведений должно дополняться более глубоким исследованием. Так, при заключении контрактов на выполнение работ потребуется удостовериться в наличии у подрядчика материально-производственного базиса.

Оценивать добросовестность контрагента рекомендуют по нескольким критериям. Важность каждого из них можно отражать в количестве баллов. Градацию необходимо закрепить во внутреннем регламенте. Это обеспечит единообразный подход к работе с потенциальными партнерами и облегчит принятие решений.

В завершение эксперты напоминают о человеческом факторе. При возложении дополнительных обязанностей на персонал следует продумать систему вознаграждений. В противном случае высока вероятность формального подхода к проверкам и неэффективности комплаенса.


Возврат к списку