Оцененная стоимость (appraised value) 

На сегодняшний день оценка стоимости организации представляет собой пользующееся спросом направление в нашей стране. И это закономерно из-за стремительно развивающихся рыночных технологий, динамичного развития финансового рынка, стратегии и принимаемых мер большинства организаций по организации IPO, соединения компаний, увеличения публичности организаций и иных оснований.

На информированности в сфере технологий образования стоимости организации базируются действия менеджеров организации и вкладчиков — и специалистов в этой сфере, и граждан. При анализе технологии оценивания, которую используют специалисты-аналитики, можно сделать вывод о том, что их довольно трудно понять неподготовленному человеку.

При ознакомлении с итогами работы по оцениванию, которую выполнил специалист-аналитик, можно упустить главное, которое таится за мелочами и цифрами, — основные нюансы, формирующие стоимость.

Кроме того, работа с любыми методиками по оцениванию организации проходит при условии больших временных затрат. Бывает, к примеру, при ведении аналитической деятельности важно наличие инструмента диагностики, с помощью которого можно было бы анализировать стоимость организации и найти основные ее составляющие в минимальный срок. Однако короткое время оценки будет иметь побочный ущерб: может не учитываться закономерность и достоверность процедуры оценивания. Однако это не причина отказываться от такой схемы работы.

Система быстрого оценивания, приводимая ниже, необходима при диагностировании стоимости организации, если на процедуру отводятся сжатые сроки. По факту систему можно применять для организации наиболее детальной оценки стоимости.

Практикуемые способы оценки предприятия

Стоимость — непростое, многозначное явление. Перед тем как перейти к расшифровке системы и проиллюстрировать, как она используется, приведем несколько исторических примеров трактовки стоимости.

Под стоимостью (value) понимается не свершившееся явление, а представление о значимости имущества в конкретный временной промежуток согласно взятой категории стоимости.

Стоимость организации оценивается исходя из требований цели, поэтому находят применение некоторые разновидности стоимости и технология ее оценивания. Полную систематизацию целей любой технологии оценивания.

Когда происходят манипуляции со словом «стоимость», при оценивании обязательно необходимо различать специфику стоимости. Она может быть рыночная, для вкладов, для условий ликвидации может быть другая стоимость.

Ниже приводим самые главные типы стоимости, которые используются в теории и на практике.

  • Рыночная капитализация. Под этим понимается произведение стоимости ценных бумаг, продаваемых открыто, на их количество.
  • Справедливая рыночная стоимость. Под ней понимается максимально возможная стоимость. Именно по ней предмет оценивания может быть продан на публичном рынке при наличии конкурирующих сторон. Условия купли-продажи: стороны ведут себя рационально, полностью информированы, на размер стоимости не оказывают влияния никакие форс-мажорные факторы.
  • Внутренняя стоимость. Под ней понимается цена, под которой вкладчик, опираясь на анализы и открытую информацию, подразумевает настоящую цену и предполагает, что именно она будет рыночной стоимостью в тот момент, когда иные вкладчики сделают такое же умозаключение.
  • Инвестиционная стоимость. Под ней понимается сумма, в которую оценивается предмет оценивания. Она вычисляется на основе данных о прибыльности этого предмета для определенного лица в условиях установленных задач вклада.
  • Ликвидационная стоимость. Под ней подразумевается денежная сумма, которую предполагается получить в случае, если организация перестанет работать, а ее средства распродадут. Ликвидация бывает запланированной или вынужденной крайней мерой.
  • Стоимость объекта оценки в ситуации, когда он замещается. Здесь имеется в виду сумма издержек на изготовление (производство) предмета, равноценного оцениваемому, по ценам рынка, имеющихся в момент оценивания. При этом учитывается амортизация оцениваемого предмета.
  • Стоимость объекта оценки в ситуации, когда он воспроизводится. Здесь говорится о сумме издержек по ценам рынка, имеющихся на момент оценивания, на производство (изготовление) предмета, равноценного предмету оценки, когда используются аналогичное сырье и способ изготовления. При этом учитывается амортизация оцениваемого предмета.
  • Балансовая стоимость. Имеется в виду разность между чистыми средствами и балансовыми обязательствами организации.

Имеющиеся нормы оценивания разделяют три методики оценивания стоимости организации.

  • Доходная методика. Под ней понимается комплекс оценочных методов по вычислению стоимости оцениваемого предмета. Комплекс базируется на вычислении предполагаемой прибыли от оцениваемого предмета.
  • Затратная методика. Это комплекс оценочных методов по вычислению стоимости оцениваемого предмета, базирующихся на вычислении издержек, появившихся, когда восстановили или заменили предмет оценивания. При этом также учитывается его амортизация.
  • Сравнительная методика. Это комплекс оценочных методов по вычислению стоимости оцениваемого предмета, которые основаны на сопоставлении оцениваемого предмета с равнозначными предметами при условии, что имеются достоверные данные о стоимости их купли-продажи.

Каждая методика подразумевает наличие в них дополнительных оценочных способов, по которым отличается подход к вычислению стоимости.

В завершение необходимо подытожить, что имеются четыре решения, следующих один за другим, и ими необходимо руководствоваться при оценке стоимости конкретной организации. Только потом целесообразно определяться со стоимостью организации, учитывая конечную цель оценивания, разновидность стоимости, способы и методики оценивания.

Терминология данных решений системы, раскрываемой в материале, подразделяется на следующие виды.

  1. Цели оценивания (немногие из вероятных): появляется определенность в деле купли-продажи ценных бумаг, оценивается стоимость актуального пакета ценных бумаг, анализируются составляющие стоимости организации и ищутся способы контроля стоимости, только если организация рассматривается как объект, который создает стоимость на протяжении долгого времени.
  2. Разновидность стоимости — фундаментальная.
  3. Методика оценки — доходная.
  4. Способ оценивания — дисконтирование поступающих денег для организации.

Возврат к списку