Общее понятие субсидиарной ответственности раскрывается в ст. 399 ГК РФ. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Субсидиарную ответственность по-другому можно назвать дополнительной. Ее несет определенное лицо, если у основного должника не хватило денежных средств рассчитаться с кредитором. Субсидиарная ответственность может быть договорной и внедоговорной. То есть наступать как за неисполнение обязательств по договору, так и вследствие указания в законе. Наиболее распространенный вид внедоговорной субсидиарной ответственности – ответственность, применяемая к определенным лицам при банкротстве юридического лица.
Основной целью банкротства принято считать наиболее полное и соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Зачастую размер требований кредиторов многократно превышает совокупный размер активов должника. Это приводит к тому, что даже после продажи имущественного комплекса должника, денежных средств, вырученных от такой продажи, не хватает для полного расчета с кредиторами. Если должник не в состоянии в полном объеме рассчитаться по своим долгам в силу недостаточности имущества, то, как правило, причиной тому являются те или иные действия контролирующих его лиц. Такие контролирующие лица, в случае их привлечения к субсидиарной ответственности, будут солидарно нести ответственность личным имуществом по непогашенным долгам компании.
В ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) дано определение понятию контролирующего лица. Контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.
В частности, указанная норма дает четкое указание на конкретных лиц:
Из сути рассматриваемой нормы следует также, что контролирующим должника лицом может быть признано и любое другое лицо, юридически не имеющее связи с должником, но фактически управляющее им. Это утверждение в полной мере находит свое отражение в очень характерном и знаковом прецеденте [1]. При рассмотрении заявления о привлечении контролирующего лица (далее – КЛ) к субсидиарной ответственности, суды установили следующее:
Таким образом, суды пришли к выводу, что действующее законодательство не исключает возможность привлечения к субсидиарной ответственности фактически контролирующего должника лица, проводящего свою волю через иных подконтрольных фактическому руководителю физических и юридических лиц, которые в действительности не выступали в качестве самостоятельных субъектов гражданских отношений. В результате с КЛ в порядке привлечения к субсидиарной ответственности было взыскано порядка 6,4 млрд. рублей.
Разберем более подробно основания для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в банкротстве. Такие основания изложены в ст. 10 Закона о банкротстве.
Обязанность должника подать заявление о банкротстве в арбитражный суд предусмотрена ст. 9 Закона о банкротстве при возникновении определенных обстоятельств. По общему правилу, должник обязан подать такое заявление в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств, а в случае, если должник находится в процессе ликвидации, то ликвидационная комиссия обязана подать такое заявление в течение десяти дней.
Судебная практика по данному основанию довольно обширная. Суды исходят из того, что в случае своевременной подачи руководителем должника в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, требования кредиторов могут быть удовлетворены в большей степени [2].
Совершение определенных сделок в преддверии банкротства может расцениваться как неправомерное поведение, даже если такие сделки абсолютно законны вне контекста банкротства. Оспоримость и ничтожность сделок, совершенных в преддверии банкротства регулируется Главой III.1 Закона о банкротстве. Помимо признания таких сделок недействительными и применения последствий их недействительными, лица, совершившие или одобрившие такие сделки, несут риск субсидиарной ответственности.
Например, суд, удовлетворяя заявление конкурсного управляющего о привлечении бывшего генерального директора должника к субсидиарной ответственности, указал, что директором была совершена сделка по отчуждению имущества должника в течение одного года до принятия заявления о признании последнего банкротом, а обязательства по равноценному встречному исполнению контрагентом не исполнены и исполнены быть не могли [3].
Судебная практика относит к данному пункту также такие основания как уклонение контролирующего лица от передачи арбитражному управляющему документации и имущества должника. Такие действия, по справедливому мнению судов, препятствуют формированию конкурсной массы [4].
Необходимо отметить, что пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц по основаниям, изложенным выше в пунктах 2 и 3. Таким образом, законодателем установлена своего рода «презумпция виновности» контролирующих лиц при наличии таких обстоятельств. Контролирующее лицо, дабы избежать субсидиарной ответственности, обязано доказать отсутствие в своих действиях вины. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.
Если должник признан банкротом вследствие действий (бездействия) нескольких контролирующих лиц, такие лица отвечают солидарно. Однако размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.
Размер субсидиарной ответственности контролирующего лица вычисляется по несложной формуле:
Другими словами, размер субсидиарной ответственности – это разница между совокупным размером требований кредиторов и объемом удовлетворенных требований.
Заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности может быть подано только в ходе процедуры конкурсного производства. Производство по заявлениям, поданным после завершения конкурсного производства, подлежит прекращению. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано следующими лицами:
Необходимо продумывать экономическую целесообразность для любых юридически значимых действий. Не следует забывать, что контролирующее лицо обязано действовать разумно и добросовестно в интересах юридического лица (ст. 53.1 ГК РФ). Любые сделки и операции могут быть расценены как действия, наносящие вред имущественным правам кредиторов.
Важно помнить, что предпринимательская деятельность – это деятельность, связанная с рисками. Ошибиться может каждый, но главное – действовать при этом добросовестно. Избегая работы с ненадежными контрагентами, совершения сомнительных операций и сделок, контролирующее лицо обеспечивает свою безопасность в будущем.
С другой стороны, воспользовавшись «презумпцией виновности» контролирующего лица, недобросовестные участники конкурсного процесса могут инициировать обращение взыскания на его личное имущество. Важно понимать эти риски и, при необходимости, пользоваться услугами профессиональных консультантов.
[1] Определение ВАС РФ от 29.04.2013 N ВАС-11134/12 по делу N А60-1260/2009
[3] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2014 по делу N А56-64652/2010
Как оптимизировать свой отпуск с экономической точки зрения
Почти 1,5 млрд руб. могут взыскать с владельцев сети детских товаров «Дочки-сыночки» в рамках дела о банкротстве.
Портал «PROбанкроство» рассмотрел дело о банкротстве ООО «Арена».