Комментарий эксперта Тимура Абдуллаева

02.02.2016

По сообщению РБК, Россия заняла 153-е место в «Индексе экономической свободы» http://www.heritage.org/index/ranking, потеряв десять строчек по сравнению с предыдущим годом. В Heritage Foundation объяснили это растущим влиянием государства на частный сектор и коррупцией. Как пишет Heritage Foundation, долгосрочные перспективы России с точки зрения устойчивого экономического роста «остаются мрачными». «В стране нет эффективно функционирующей правовой базы, правительство продолжает вмешиваться в частный сектор через мириады госпредприятий», – полагают эксперты фонда. Аналитики также заявили о негативном влиянии коррупции, указав, что она «продолжает подрывать доверие к властям. По сравнению с предыдущим рейтингом Россия ухудшила позицию по большинству показателей, которые отслеживает фонд. В индексе 2015 года она находилась на 143-й позиции. По сравнению с ним общая оценка страны упала с 52,1 до 50,6 пункта. Фонд включил Россию в группу стран с «преимущественно несвободными экономиками».

Комментарий управляющего КСК групп Тимура Абдуллаева: «Вопрос оценки, скорее, лежит в политической плоскости, но за ним явно стоят экономические предпосылки и ситуации. Оценка, к сожалению, скорее, справедливая. Все предельно просто. Маленький экскурс или факт нестыковок.

Обсуждаемый совсем недавно проект антикризисного плана Минэкономразвития предполагает поддержку малого и среднего бизнеса, а не банков. В общем, документ разбит на четыре раздела: меры по структурной перестройке экономики и поддержке инвестклимата, поддержка регионов, поддержка отраслей и социальная поддержка – всего 96 пунктов. Основные источники финансирования – федеральный бюджет (310 млрд руб. бюджетных кредитов регионам, решение по которым принято еще в 2015 г.) и антикризисный фонд правительства (более 220 млрд руб.). При этом в части структурной перестройки и поддержки инвестиционного климата Минэкономразвития предлагает сокращать участие государства в коммерческом секторе и приватизацию госкомпаний, существенное сокращение проверок бизнеса, повышение предсказуемости деятельности законодателей и меры по улучшению судебной и правоохранительной системы.

Вместе с тем имеется множество различных примеров как раз обратного, при общем факте планирования ужесточения фискальной системы РФ, дающего дополнительное давление на бизнес и усложняющего инвестиции. При этом также депутаты Государственной Думы не поддержали пакет законопроектов, запрещающий банкам в одностороннем порядке менять ставки по кредитам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Понятно, так как банки нередко в одностороннем порядке увеличивали ставки до неприемлемых для компаний уровней. И как бизнесу быть, какие есть рычаги?

Еще пример, касающийся сложно выполняемого Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», в котором фигурирует всего 9 банков (!), которым поручены функции контроля и открытия специальных счетов для аккумулирования финансовых ресурсов. При этом бизнес не в состоянии тратить денежные средства с этих счетов для выполнения своих основных бизнес-задач до момента исполнения (подписания акта выполненных работ) с основным заказчиком (государством), независимо каким по счету в общей цепочке исполнителей (или поставщиков) он находится. Таким образом, денежные средства находятся в банке до момента исполнения контракта, и банк может чувствовать себя комфортно, не заботясь о том, что в реалиях будет с бизнесом.

Кроме этого, параллельно, ЦБ согласился на предложенную банкирами «экстренную меру». Вплоть до 31 марта 2016 года российские банки смогут принимать в расчет норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) и норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21), исходя из курсов доллара, евро, фунта стерлингов, швейцарского франка и иены, следует из сообщения ЦБ. В пресс-службе Банка России пояснили, что решение о фиксации курса было принято «в целях снижения регулятивных рисков вследствие высокой волатильности валютного курса». В конечном итоге за все платит бизнес?

Вообще, странным выглядело предложение о том, чтобы вклады частных лиц принудительно конвертированы в капитал проблемных банков. Физические лица будут спасать финансовые институты для целей кого? Вот это тоже интересный вопрос.

Банки – важная система экономики государства, но без существенной поддержки бизнеса государством они будут не нужны, не нужны будут оценки и правовая база будет неприменима, если не к кому ее применять. Нужны налоги для исполнения бюджета, но они возможны лишь с развитием бизнеса и с облегчением бремени на него, а не с усилением давления. Рейтинг формально это показал».


Возврат к списку

Последние новости

26.04.2019

ФНС запустит Реестр рисков

До конца 2019 года Федеральная налоговая служба планирует запустить Реестр рисков.

26.04.2019

Бизнес после выхода из упрощенки может быть освобожден от НДС

Компаниям, которые переросли по выручке или числу сотрудников режим упрощенной системы налогообложения, могут дать налоговые послабления.

22.04.2019

Госдума одобрила продление амнистии капиталов

Пакет законопроектов о введении третьей волны амнистии капиталов одобрен Госдумой в первом чтении. Новая волна амнистии продлится до 29 февраля 2020 года.