На Клерк.ru опубликована статья ведущего юрисконсульта департамента налоговой безопасности международного планирования и развития КСК ГРУПП Екатерины Лакатош «Кадастровая стоимость как объект налогообложения»
В отдельных случаях кадастровая стоимость земельного участка применяется также для расчета арендной платы за пользование этим участком. Об этом говорится в п. 5 ст. 65 ЗК РФ, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Оспорить кадастровую стоимость может заинтересованное лицо. Таковым признается собственник имущества, а также стороны договора аренды в том случае, если арендная плата установлена с использованием кадастровой стоимости.
В связи с изложенным вопросы оспаривания кадастровой стоимости приобретают особую актуальность в тех случаях, когда кадастровая стоимость завышена.
В настоящий момент процедура оспаривания включает в себя досудебный и судебный этап.
При этом физические лица не обязаны разрешать спор о кадастровой оценке в досудебном порядке, они вправе сразу обратиться в суд, а для организаций порядок досудебного обжалования, напротив, является обязательным.
Однако, в любом случае, в первую очередь следует обратиться к оценщику. Для того, чтобы приступить к оспариванию, нужно иметь на руках основное доказательство несоответствия кадастровой цены рыночной цене, отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Лицо, чьи права нарушены кадастровой оценкой, имеет право обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссия создана и работает на основе Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263 (далее – Порядок).
Кадастровая стоимость, согласно ч. 10 ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (далее – Закона № 135-ФЗ), может быть оспорена в течение 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее момента определения новой кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления, согласно ч.. 11 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, являются:
Лицо, обращающееся в Комиссию, должно представить Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в котором должны быть указаны причины, по которым кадастровая стоимость является неверной. Документы, прилагаемые к Заявлению, перечислены в ч. 16, 18 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ и п. 13 Порядка:
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом (?). О своем решении комиссия в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления (ч. 26 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). Копию решения комиссия направляет в отделение Росреестра и кадастровую палату (ч. 30 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).
В том случае, если заявителя не устраивает результат рассмотрения спора в Комиссии, она может обжаловать его в судебном порядке.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости следует обращаться в суд общей юрисдикции: Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.
Оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее ‒ Закон о кадастре), статья 24.12 Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее ‒ КАС РФ), статья 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
После введения в действие КАС РФ данные дела разрешаются в сроки, установленные статьей 141 КАС РФ (а именно в течение 2 месяцев), в соответствии с правилами главы 25 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости».
Согласно ст. 246 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 КАС РФ. Помимо документов, указанных в статье 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются:
Основные сложности, с которыми может столкнуться заявитель, а теперь уже административный истец, это сложности с доказыванием факта завышения кадастровой стоимости. Здесь на первый план выходит качество отчета оценщика. Зачастую суды отказывают в удовлетворении заявленных требований по причине несоответствия отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности, в частности Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 256. Им, в частности, предусмотрено, что оценщик должен использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке.
Суд в одном из решений, имеющихся в нашем распоряжении, отказывая в удовлетворении требований, указал, что оценщик применил только сравнительный метод, в рамках которого ограничился использованием метода прямого сравнения продаж. Также судом были предъявлены претензии, связанные с выбором объектов-аналогов для оценки, кроме того, были выявлены и другие методологические недочеты в отношении отчета оценщика. В итоге судом в решении был сделан вывод о том, что отчет оценщика является недопустимым доказательством, т.к. отчет составлен с нарушениями законодательства об оценочной деятельности и была нарушена методология оценки рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с законом № 135-ФЗ кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости, если достоверность отчета оценщика подтверждена судом. В итоге в рассматриваемой ситуации клиенту пришлось повторно обращаться теперь уже к другому оценщику с тем, чтобы снова оспаривать кадастровую стоимость.
Согласно ч. 5 ст. 24.20. Закона № 135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 этого закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 г. и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 г., то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015. Рекомендуем самостоятельно сообщить в налоговый орган об изменении кадастровой стоимости и представить подтверждающие документы.
Оспаривание кадастровой стоимости позволяет сократить налоговую базу по налогу в среднем на 30-40%, хотя в некоторых случаях кадастровая стоимость бывает завышена и в два раза. В связи с чем обращение за оспариванием кадастровой стоимости является достаточно выгодным для заказчика этой услуги, желающего снизить свою налоговую нагрузку по налогу на имущество или по земельному налогу.
ООО «КСК АУДИТ» восстановлено в реестре аудиторов
Эмитенты заплатят консультантам и аудиторам в 3-4 раза больше