На Клерк.Ру размещена статья «Налоговое, валютное, антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов» ведущих юрисконсультов департамента налоговой безопасности международного планирования и развития Екатерины Лакатош и юриста департамента налоговой безопасности международного планирования и развития Юлии Шиповсковой
В рамках общей тенденции по усилению налогового контроля государство начало осуществлять комплекс мер по деофшоризации российской экономики. Это и Закон о КИК, и закон об амнистии капитала, и целый ряд проектов других законов, которые готовятся к принятию. Следует заметить, что весь этот комплекс мер проводится на фоне усиления работы ФНС в области международного обмена данными в целях налогового контроля.
Главными новшествами в налоговом законодательстве являются Закон о КИК[1] и Закон об амнистии капитала[2].
В рамках рассмотрения закона о КИК важно разобрать вопрос о том, в каких случаях компания признается КИК и какие это влечет налоговые последствия. Иностранная организация (или структура без образования юридического лица) признается КИК в том случае, если у российского физического или юридического лица имеются функции контроля за распределением прибыли этой иностранной компании. Критерии контроля следующие: доля участия в организации составляет более 25 процентов (для физических и юридических лиц) или доля участия в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, и если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей), составляет более 50 процентов.
Такие правила будут установлены с 2016 года, а на 2015 год порог установлен в 50 %.
Согласно закону о КИК, все налогоплательщики будут обязаны сообщать о своем участии:
Также законом установлен минимальный размер прибыли, подлежащей декларированию. В 2015 г. он составляет 50 млн. руб., в 2016 г. снизится до 30 млн. руб., а после 2017 г. опустится до 10 млн. руб.
Основным последствием признания иностранной организации или структуры КИК является необходимость обложения налогом в РФ нераспределенной прибыли иностранной компании.
Прибылью КИК является прибыль этой иностранной компании, уменьшенная на величину выплаченных этой компанией дивидендов. Далее прибыль, подлежащая налогообложению, рассчитывается в той доле, в которой она приходится на российского резидента и, отражаясь в составе доходов российского контролирующего лица, облагается налогом по ставке 13% для физических лиц и по ставке 20 % для юридических лиц.
Кроме того, законом предусмотрено множество ситуаций, когда прибыль КИК налогообложению не подлежит. Вместе с налоговой декларацией в отношении таких компаний следует подать документы, подтверждающие основания, по которым прибыль КИК налогообложению не подлежит.
Другим немаловажным новшеством, которое введено Законом о КИК, является такой новый статус для иностранных компаний, как статус налогового резидента РФ.
Еще недавно максимум, что можно было ожидать от налоговых органов в отношении иностранной компании, это признание постоянного представительства. Теперь налоговики замахнулись на признание иностранной компании налоговым резидентом РФ. Изменения, внесенные законом в отношении регулирования иностранных компаний, укладываются в общую канву деофшоризиционной политики государства, которая декларируется в последнее время. Налоговое резидентство - новый механизм для реализации плана по деоффшоризации.
Налоговым Кодексом РФ предусмотрены следующие случаи, когда иностранная организация признается налоговым резидентом РФ.
Рассмотрим, в каких случаях местом фактического управления иностранной организации признается РФ. Это следующие случаи:
При этом, иностранная организация рассматривается в качестве организации, фактическое управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.
Таким образом, если иностранная организация признается контролируемой, ее прибыль будет включена в состав дохода российского контролирующего лица в порядке, предусмотренном ст. 25.15 НК РФ, если же иностранная организация признается российским налоговым резидентом, то в России будет облагаться весь ее доход (полученный, как внутри России, так и за рубежом) по общим правилам главы 25 НК РФ.
Также хотелось бы остановиться на вопросах, касающиеся амнистии капитала.
Декларация может быть представлена в налоговый либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года.
В рамках процедуры добровольного декларирования физическое лицо может сообщить:
Законом вводится понятие номинального владельца имущества и предусматривается, что передача имущества от номинального владельца к фактическому, налогом не облагается, для этого следует в декларации указать соответсвующие операции, а также вместе с декларацией предоставить нотариально заверенную копию договора номинального владения.
А как же быть с самим налогом? В законе об амнистии ни в одной статье не говорится, подлежит ли обложению НДФЛ декларируемый доход и/или имущество. Косвенный ответ на этот вопрос дается в НК РФ. Согласно п. 2.1. ст. 45 НК РФ, взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом. То есть, даже если налог должен быть уплачен, взыскать его налоговики не смогут.
Подаче декларации корреспондирует предоставляемая государством система гарантий. Во-первых, это условие о неразглашении информации, содержащейся в декларации. Декларации подлежат централизованному хранению в ФНС, информация, в них содержащаяся, не подлежит разглашению даже по запросу правоохранительных органов. Во-вторых, ст. 4 Закона об амнистии капитала предоставляет декларантам освобождение от привлечения к различным видам ответственности, а именно:
Гарантии предоставляются в том случае, если:
Амнистия продлится до 31 декабря 2015 года, поэтому сейчас самое время задуматься над вопросом о том, воспользоваться амнистией или нет. Дополнительную информацию об амнистии с целью принятия грамотного и взвешенного решения наши клиенты получают в ходе семинара.
Логичным продолжением изменений законодательства в рамках политики по легализации и возврату активов в Россию являются изменения в валютном законодательстве.
В первую очередь, необходимо различать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». В соответствии с п.6 ст.1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[3] к валютным резидентам относятся:
Валютные резиденты имеют право открывать без ограничений счета (вклады) в зарубежных банках. Исключением являются некоторые категории граждан, полный перечень которых указан в Федеральном законе от 07.05.2013 г. №79-РФ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Если рассматривать режим использования счета резидентом РФ в иностранном банке, то можно заключить, что для юридических лиц режим ведения счета и предоставления отчета о движении денежных средств установлен еще в 2005 г. Для физических лиц обязанность по уведомлению налогового органа об открытии (закрытии, изменении) счетов в иностранных банках установлена с 01.01.2015 г., порядок составления отчета о движении денежных средств по счету пока не определен, однако предоставлять отчет физические лица должны с 2016 г.. Важно, что и ответственность за непредставление отчета физическим лицом пока не установлена. В июне 2015 г. на публичное обсуждение был вынесен новый проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ» (далее – Проект).
Важно отметить, что за нарушение норм валютного законодательства предусмотрена административная ответственность. Большинство консультантов считает, что существенным препятствием для деофшоризации и добровольного декларирования активов являются запретительные нормы валютного законодательства, стимулирующие российских граждан к вынужденному использованию персональных КИК, в том числе офшорных, и как результат – мощный негативный стимул для бизнеса и выпадающие доходы бюджета. Поэтому изменения в валютном законодательстве носят двойственный характер, с одной стороны – смягчения, с другой – ужесточения.
Законодательство по противодействию легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем, также выступает одним из звеньев единой цепочки политики государства по деофшоризации.
Введенная в 2013 г. обязанность банков предоставлять информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах набирает обороты и влечет существенные риски для компаний. В частности, компаниям может быть отказано в открытии расчетного счета или банки могут расторгнуть договор на уже действующий расчетный счет.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса российской федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» в ред. Федеральных законов от 06.04.2015 N 85-ФЗ и от 08.06.2015 N 150-ФЗ.
Федеральный закон РФ от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
ООО «КСК АУДИТ» включено Федеральным казначейством в реестр аудиторских компаний ОЗО
Денис Ладыгин в номинации «Налоговое консультирование и споры»