На портале E-xecutive.ru опубликована статья руководителя направления Международные стандарты финансовой отчетности КСК групп Регины Салямовой «Три важных изменения системы налогообложения Кипра»

31.08.2015

Кипр – одна из наиболее привлекательных юрисдикций в Европе, отличающаяся стабильностью налогового законодательства, последовательностью законов, а также лояльностью процентных ставок. Преимуществами налоговой системы Кипра является сравнительно небольшое количество налогов, а также невысокие ставки по ним. Основные налоги на Кипре – это налог на доходы компаний (12,5%), НДС (19%), налог на прирост капитала, на недвижимое имущество, взносы в фонд обороны и др.

Значительные поправки были внесены в систему налогообложения Кипра в июле 2015 года. В первую очередь изменения направлены на повышение экономической активности на рынке, пополнение бюджета, а также адаптации к новой директиве ЕС о материнских и дочерних компаниях. Основные изменения предполагают введение льготных условий налогообложения в отношении акционерного капитала компаний, изменения в системе взносов в фонд обороны. Также в ближайшее время ожидается, что будут внесены и другие поправки.

1. С 1 января 2015 года был введен условный процентный вычет (NotionalInterestDeduction, NID) в отношении акционерного капитала («нового капитала»). Данное новшество направлено на стимулирование отказа от долгового финансирования.

Условный процентный вычет могут применять компании резиденты, а также представительства иностранных компаний, находящихся на территории Кипра. Данный показатель рассчитывается путем умножения базовой ставки на новый капитал. Под базовой ставкой понимают процентную ставку по 10-летним правительственным облигациям государства, по которой будет инвестирован капитал, увеличенную на 3%. Доходность облигаций рассчитывается ежегодно до 31 декабря финансового года, предшествовавшего текущему финансовому году.

Данный вычет распространяется только на тот капитал, который был внесен после 1 января 2015 года либо в форме уставного капитала, либо в форме эмиссионного дохода. При этом капитал должен быть полностью оплачен и использоваться в бизнесе компании. На сумму капитализации и переоценки имущества данный вычет не распространяется.

Условный процентный вычет может составлять не более 80% налогооблагаемой прибыли. Также если компания несет налоговые убытки, налоговый вычет не применяется. Таким образом, данный показатель не влияет на прибыль или убытки будущих периодов.

Стоимость капитала, сформированного в результате не денежных активов, не должна превышать рыночную стоимость активов. Данный вычет примется на усмотрение владельцев компании, т.е. его можно применить частично либо вообще им не воспользоваться.

Закон также предусматриваем ряд мер, направленных на предотвращение злоупотребления указанными нормами:

  • Введены ограничительные меры с точки зрения классификации нового капитала;
  • Намеренное преобразование «старого капитала» в «новый капитал» не попадает под вычет;
  • Условный налоговый вычет является процентным расходом, в связи с чем попадает под ограничения и правила, действующие для иных процентных расходов;
  • Наличие ограничений в результате возникновения «нового капитала» после реорганизации компании.

Таким образом, введение условного процентного вычета на инвестирование в акционерный капитал будет также привлекательно с точки зрения налогообложения, как привлечения заемных средств (получение займов). Данный вычет позволит изменить цепочку движения денежных средств и убрать из цепочки оффшорные компании.

2. Второе значительное изменение касается взноса в фонд на оборону (Special Defense Contribution Law, SDC). Взнос в фонд на оборону – это специальный взнос, уплачиваемый с определенных доходов (преимущественно процентных).

На данный момент взнос обязаны платить все юридические лица, которые являются налоговыми резидентами Кипра либо домицилями (юридические лица, зарегистрированные в данной стране и базирующиеся в данной стране, т.е. основное управление осуществляется на территории Кипра). Суть предложения заключается в том, что взнос в фонд обороны будут платить только те юридические лица, которые одновременно является налоговыми резидентами и домицилиями Кипра.

Домицилиями можно стать только в нескольких случаях:

  • По происхождению (при этом в настоящий момент поддерживает домициль по выбору только на Кипре и является налоговым резидентом Кипра минимум 20 последних лет до рассматриваемого финансового года);
  • Является налоговым резидентом Кипра в течение 17 лет из 20-ти последних.

    Данная поправка позволит лицам, обладающими активами с высокой стоимостью (частные или семейные активы, превышающие 1 млн USD) получить налоговое резидентство Кипра.

  • Третье изменение касается изменения налога на прирост капитала.

Налог на прирост капитала взимается с прибыли от продажи недвижимости на Кипре. В рассматриваемую категорию относят прибыль, полученную от продажи имущества, расположенного на территории Кипра, а также от продажи акций компаний, держателями которых являются владельцы недвижимого имущества на территории Кипра. При этом акции не должна котироваться на фондовой бирже. Ставка по данному налогу составляет 20%.

С момента вступления поправок (с 16 июля 2015 года) любое имущество, приобретенное до 31 декабря 2016 года, будет освобождено от налога на прирост капитал. Предусмотрено сокращение до 50% размера пошлин, взимаемых при передаче недвижимого имущества.

Также ожидаются изменения осенью 2015 года. Возможные изменения будут касаться:

  1. Изменения учета курсовых разниц при расчете налогооблагаемой прибыли. Курсовые разницы, возникшие в результате торговой деятельности, не будут учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли. Данное правило не будет распространяться на курсовые разницы, возникшие в результате торговли валютными ценностями.
  2. Планируется ввести ограничения переноса убытков в отношении объектов интеллектуальной собственности. С 2012 года компании, у которых были расходы, полученные в результате использования интеллектуальной собственности, в том числе продажи ее объектов, учитывались при расчете налогооблагаемой прибыли. Но данные расходы принимались к налоговому учету в размере не более 80% от чистой прибыли. При этом налоговый убыток, полученный в результате расходов на интеллектуальную собственность в текущем году, мог быть перенесен на следующий финансовый год в полном размере. С 1 января 2015 года налоговый убыток, полученный в результате данной деятельности, может быть перенесен на следующий год только в размере 20% от общей суммы полученного убытка.
  3. Изменения в учете ускоренной амортизации. Действие положения о налогах на ускоренную амортизацию заводов и оборудования (20% против 10%), а также промышленных и жилых зданий (7% против 4%) продляется до 31 декабря 2016 года.
  4. Внесены корректировки в положении о зачете налоговых внутригрупповых убытках. Налоговые убытки, понесенные в течение года, которые не могут быть зачтены в счет прочих доходов, переносятся на определенных условиях, и зачитываются в счет прибыли последующих пяти лет. Согласно текущей редакции положения о налоговой системе зачет убытков группы допустим только с прибыли соответствующего финансового года между компаниями группы - налоговыми резидентами Кипра. С 1 января 2015 года зачет убытков будет применяться также для компаний группы, зарегистрированных в странах ЕС. Но при этом данные компании должны будут подтвердить, что исчерпать все возможные использования налоговых убытков в стране, где она является налоговым резидентом либо в стране резидентства их холдинговых компаний.
  5. Изменения также коснуться налогообложения реорганизаций компаний. Предполагается введение мер против злоупотреблений в отношении реорганизаций компаний. Особое внимание будет уделяться целям реорганизации. В случаи если налоговые органы сочтут основной целью реорганизации избежание или уменьшение налоговых обязательств, налоговые органы вправе отказать от освобождения от налоговых обязательств, предоставляемом в отношении реорганизации.

Также налоговые органы могут установить лимиты по выпуску акций, выпущенных в ходе реорганизации.

Все изменения направлены на улучшение экономической ситуации в стране, пополнение ее бюджета и приток новых инвестиций. Предполагается, что поправки позволят всем участникам рынка извлечь максимальную выгоду, а также позволит аккумулировать прибыль компании на Кипре и не выводить ее за пределы страны. Но перед юридическими лицами стоит задача пересмотреть свои структуры на предмет нововведений и оценить их влияние с возможным пересмотром структуры компании.


Возврат к списку

Последние новости

26.04.2019

ФНС запустит Реестр рисков

До конца 2019 года Федеральная налоговая служба планирует запустить Реестр рисков.

26.04.2019

Бизнес после выхода из упрощенки может быть освобожден от НДС

Компаниям, которые переросли по выручке или числу сотрудников режим упрощенной системы налогообложения, могут дать налоговые послабления.

22.04.2019

Госдума одобрила продление амнистии капиталов

Пакет законопроектов о введении третьей волны амнистии капиталов одобрен Госдумой в первом чтении. Новая волна амнистии продлится до 29 февраля 2020 года.