На портале Клерк.ру вышла статья руководителя департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров КСК ГРУПП Романа Шишкина «Налоговое планирование и налоговая безопасность»
Ни для кого не секрет, что для того, чтобы грамотно вести предпринимательскую деятельность, бизнесменам необходимы знания в области налогообложения и штатный налоговый юрист и квалифицированный главный бухгалтер. Все компании на свой страх и риск готовятся к возможным проверкам и даже уверены, что хорошо подготовлены. К сожалению практика показывает обратное.
На сегодняшний день, налоговые проверки – один из самых эффективных инструментов пополнения государственной казны. Поэтому наилучший выход для руководства компании, в которой планируется или уже идет проверка, обращение к профессиональным консультантам, которые изо дня в день занимаются решением подобного рода задач.
В предлагаемой статье автор рассматривает общие тенденции налогового контроля, обозначает точки пристального внимания фискальных органов, дает рекомендации по проявлению должной осмотрительности в отношении контрагентов. Подробнее ознакомиться с материалом вы можете в данной статье.
В настоящее время существует весьма обширный перечень фактов, который может привлечь внимание контролирующих органов и привести к незапланированным налоговым последствиям для бизнеса. В рамках статьи дается обзор основных спорных моментов и рекомендации для организаций в части минимизации своих рисков.
«В этом мире неизбежны только смерть и налоги»
Бенджамин Франклин
Понятно, что бизнес не может существовать абсолютно бесконтрольно, и один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – выездная налоговая проверка. Вы помните о трехлетнем периоде, запрете проводить две и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период и более двух ВНП в отношении одного налогоплательщика в течение календарного года?
Сейчас в налоговом контроле два тренда: повышение избирательности и результативности проверок. При постоянном снижении количества выездных проверок (охват составляет менее 2% от числа налогоплательщиков) доначисления постоянно растут и превышают в среднем 8 млн руб. на одну проверку.
Проверяющим, безусловно, знаком метод энергосбережения: минимальными усилиями – максимальный результат. Речь идет о выявлении налоговыми органами схем уклонения от уплаты налогов, а также фактов взаимоотношений с недобросовестными контрагентами (по-другому – фирмами-однодневками). На это приходится более 80% сумм доначислений. И это основной налоговый риск на протяжении ряда лет.
В судах впечатляющих результатов налоговикам удается добиваться благодаря акценту на взаимодействии компаний с «проблемными» контрагентами, тщательному предпроверочному анализу с использованием роботизированных систем отбора кандидатов и новым алгоритмам проверки – «сплошным» методом.
«Нерезультативные проверки» (с начислениями до 1 млн руб.) или «низкорезультативные проверки» категорически не приветствуются, поскольку наводят на мысли либо о непрофессионализме, либо о коррупционной связи налогоплательщика с проверяющими и служат поводом для проведения служебного расследования!
При установлении признаков недобросовестности контрагента и признания финансово-хозяйственных отношений с ним нереальными, бремя ответственности за неуплату налогов перекладывается на компанию, которая приобрела товар (работу, услугу), потому что:
Перед выездной проверкой налоговая служба анализирует имущество компании. И, в первую очередь, идут туда, где есть активы, поскольку «KPI» инспекции включает и доначисление, и взыскание налогов. Назначение ВНП по компаниям-однодневкам запрещено!
ОБРАТИТЕ внимание: если по результатам выездной проверки удалось взыскать значительную сумму налогов, то есть налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такую компанию, скорее всего, возьмут на заметку, чтобы по истечении двух-трех лет «навестить» ее снова.
В результате сложившейся арбитражной практики доказательством проявления должной осмотрительности при выборе контрагента являются действия, направленные на предварительный сбор информации о возможном партнере, сама эта информация и документы, подтверждающие реальность сделок, поэтому ВАЖНО:
Принимая во внимание, что основная категория налоговых споров касается доначислений по взаимоотношениям с недобросовестными контрагентами, так называемыми фирмами-однодневками, то есть организациями, не соблюдающими законодательство о налогах и сборах и созданными с целью неправомерного уменьшения налоговых обязательств, ФНС России в письме от 17.10.2012 г. № АС-4-2/17710 указала, что построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Самыми распространенными признаками указанных лиц являются:
Элементом безопасности в данном случае может служить наличие у налогоплательщика полного комплекта документов по должной осмотрительности, то есть организация должна доказать налоговому органу, что она при заключении договора удостоверилась в правоспособности контрагента и возможности исполнения им условий договора.
Как указало ФНС России в письме от 17.10.2012 г. № АС-4-2/17710, учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий.
Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.
Основные риски финансово-хозяйственной деятельности (помимо озвученных выше), на которые обратят внимание контролирующие органы, относятся к следующим случаям.
Пристальное внимание налогоплательщиков должно уделяться и грамотному составлению гражданско-правовых договоров. В ряде случаев изменение объема налоговых обязательств организации может произойти в результате переквалификации сделки налоговым органом.
Много нюансов возникает и при исчислении сроков проверки и определении проверяемого периода.
ОБРАТИТЕ внимание: есть судебные акты, в которых указано, что налоговые органы в рамках выездной проверки вправе проверять и текущий календарный год (то есть незавершенный налоговый период). Актуально, например, для НДС, с 2016 г. – для НДФЛ (определение ВС РФ от 09.09.2014 г. № 04-КГ14-737).
Касательно сроков проведения ВНП много говорить не будем: с продлениями и с учетом такой «бонусной» опции, как «приостановление проверки», ВНП официально может длиться до 15 месяцев!
Хотя на период приостановления проведения ВНП:
В то же время ОБРАТИТЕ внимание:
Таким образом, документы по запросам необходимо предоставлять, даже если запросы получены в последний день проведения проверки; допросы могут проводиться, но на территории налогового органа!
Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам. В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения, налогоплательщики узнавали только на практике, являясь их непосредственными участниками.
Теперь есть возможность заранее определить риски вызова на подобную комиссию, а, следовательно, оценить уровень налоговой безопасности бизнеса, основываясь на информации налоговых органов, содержащейся в недавно вышедшем письме Минфина и ФНС России № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г. «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов.
Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий – увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию является установление следующих фактов:
По сути, такая комиссия является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений; дает возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров. С другой стороны, позволяет налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям.
Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако, дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье.
Учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности.
В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т. д., о которых мы уже неоднократно писали ранее), но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц. Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам.
Наши рекомендации условно можно адресовать руководителям/лицам, которые будут непосредственно общаться с проверяющими и, собственно, подготовке компании.
По поводу личной подготовки:
Необходимо справиться с собственной нервозностью, под любым благовидным предлогом выиграть 2–5 минут, чтобы элементарно успокоиться.
Не вступайте в общение с проверяющими в первые минуты проверки: это стресс; с увеличением нервозности пропорционально снижается возможность объективно оценивать ситуацию, получаемую информацию и адекватность ответов или рациональность действий.
Никогда не оправдывайтесь: раз оправдывается – значит виноват! А самое главное – начиная оправдываться, Вы даете проверяющим психологическое преимущество.
Не оставляйте проверяющих один на один с рядовыми сотрудниками! У Вас – наработанный жизненный опыт, есть что терять, Вы более устойчивы, а рядовой бухгалтер уже минут через 10 начнет писать заявление о явке с повинной…
Не отказывайтесь от подписания акта/протокола, иначе только усугубите ситуацию! Внимательно читайте и проверяйте смысл написанного. Если проверка «жесткая», придется читать не один раз (стресс!); вписывайте свои замечания о любых нарушениях в процедуре/действиях во время проверки; требуйте дать время для ознакомления; возражайте: «Если будете «давить» – давай, подписывай, напишу, что находился в состоянии аффекта под давлением и угрозами, не отдавал отчета в своих действиях, придется обратиться к доктору и пройти курс реабилитации…»
Что касается готовности к проверке компании:
Под «ничего лишнего» мы также подразумеваем различные незаполненные бланки с печатями, печати, ключи от банк-клиентов, различные учредительные документы других организаций, переписку/заметки;
Важное значение имеет такое контрольное мероприятие, как проведение допроса сотрудников проверяемой организации.
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, располагающее необходимыми сведениями о предмете проверки.
На практике это положение трактуется расширительно, и инспекторы спрашивают обо всех аспектах деятельности, а не только по вопросам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов. И здесь возникает тонкая грань, какие вопросы связаны с исчислением налогов, а какие – нет. Можно избежать ряда «неудобных» вопросов, отвергая их по причине отсутствия связи с вопросами уплаты налогов.
Задаваемые вопросы должны касаться лишь Ваших должностных обязанностей, например, как руководителя предприятия. Вопросы, которые не затрагивают Вашу зону ответственности, у Вас есть полное право игнорировать.
Обдумывайте ответы, внимательно читайте протокол и не стесняйтесь заявить, что с Ваших слов записано неверно и смысл искажен. Также не подписывайте незаполненные или не прочитанные Вами документы.
Представители органов внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов (п. 1 ст. 36 НК РФ, п. 28 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»).
Порядок взаимодействия определен Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (утв. приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г.), которая обязательна для применения.
Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников ОВД в выездной проверке может быть направлен в ОВД как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения (п. 8 Инструкции). Если сотрудники ОВД привлекаются к проведению выездной проверки после ее начала, то налоговый орган выносит решение о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки, касающееся состава проверяющей группы (п. 1.2 письма ФНС России от 25.07.2013 г. № АС-4-2/13622, п. 6 Инструкции). Указанное решение о внесении изменений налоговые органы обязаны передать налогоплательщику (подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Основанием для направления запроса может служить не только воспрепятствование законной деятельности налогового органа, но и:
Налоговые органы в обязательном порядке инициируют привлечение сотрудников ОВД, если обнаружат обстоятельства, например, свидетельствующие о необоснованном возмещении или зачете НДС, об участии в схемах уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступления, по делам о преднамеренном и фиктивном банкротстве (письмо ФНС России от 24.08.2012 г. № АС-4-2/14007@).
Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.
ООО «КСК АУДИТ» восстановлено в реестре аудиторов
Эмитенты заплатят консультантам и аудиторам в 3-4 раза больше