Сгорает ли неиспользованный отпуск?

29.12.2015

На ресурсе НR-Portal размещена статья Екатерины Лакатош – ведущего юрисконсульта департамента налоговой безопасности международного планирования и развития КСК ГРУПП «Сгорает ли неиспользованный отпуск?»

Вопрос о том, сгорает ли неиспользованный отпуск, вновь становится актуальным в свете последних судебных решений. Одни суды признают право работника на компенсацию при увольнении неиспользованного отпуска в полном объеме, другие отказывают истцам (физическим лицам) в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что они могут быть предъявлены только в течение 21 месяца после истечения года, за который отпуск не был предоставлен. Мы внимательно изучили историю этого вопроса, начавшуюся с присоединения Российской Федерации к Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», принятой в г. Женеве 24 июня 1970 г., а также последнюю судебную практику, и результаты этого исследования представляем на суд читателей.

Согласно ст. 114 ТК РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. При этом оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: 1) временной нетрудоспособности работника; 2) исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; 3) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

При этом, согласно трудовому законодательству, запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

При этом в случае увольнения работника его право на отпуск реализуется путем предоставления ему денежной компенсации за неиспользованный отпуск.

Конвенция № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках».

В 2010 году Россия ратифицировала Конвенцию № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 г.)», принятую в г. Женеве 24 июня 1970 года на 54-й сессии Генеральной конференции МОТ. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 6 сентября 2011 года.

В ст. 9 указанной конвенции говорится о том, что непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

Сразу после того, как Россия присоединилась к конвенции, у многих появились вопросы о том, «сгорят» ли «старые» отпуска. Однако и положениями Трудового кодекса закреплено, что в ряде случаев отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. При этом непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд запрещено и является грубым нарушением трудового законодательства.

В то же время ст. 127 ТК РФ установлено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Кроме того, исходя из положений ст. 11 Конвенции, следует, что если у работника при увольнении остались неиспользованные дни отпуска, то, следовательно, работодатель обязан их компенсировать.

В свою очередь, Федеральная служба по труду и занятости в письме от 9 сентября 2010 года № 2725-6-1 отметила, что вступление в силу отдельных положений конвенции может потребовать внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. Однако в связи с ратификацией конвенции и вступлением ее в силу в ТК РФ и в частности ст. 127 ТК РФ никаких изменений внесено не было. В связи с чем был сделан вывод о том, что соответствующие нормы ТК РФ продолжают действовать, неиспользованный отпуск не сгорает и при увольнении выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска.

А что скажет суд?

Прошло время, и появилась практика применения судами рассматриваемых нами положений законодательства. В частности, появились судебные решения, исходя из которых часть неиспользованного отпуска сгорает и не подлежит компенсации при увольнении работника. На чем основана данная позиция, а также насколько она правомерна и имеет право на существование, мы рассмотрим на конкретном примере.

Так, в частности, Московским городским судом вынесено Определение от 13 июля 2015 года № 4г/3-6930/15. Согласно записке-расчету сведений о количестве дней неиспользованного отпуска за период с 20 июня 2011 года по 16 июня 2014 года, работником не было использовано 70 календарных дней отпуска, при этом из расчетного листка следует, что при увольнении работника начислена и выплачена компенсация за 49 дней неиспользованного отпуска в сумме 193 367,37 руб.

Суд указал, что, согласно положениям Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», истец имел право использовать ежегодный оплачиваемый отпуск за соответствующий период работы в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

С учетом установленного законом трехмесячного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, работник вправе был обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в течение трех месяцев со дня окончания периода 18 месяцев, в течение которого работник имел право использовать отпуск за тот год, за который он предоставляется.

Жалобы работника на то, что при рассмотрении дела по существу суд должен был руководствоваться положениями ст. 127 ТК РФ, не были приняты во внимание. Суд посчитал их основанными на неверном толковании норм права.

Далее суд сослался на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, содержащимся в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами РФ ТК РФ», при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что, в силу ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

При таких данных положения Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» о сроке исковой давности по требованиям о компенсации за неиспользованные отпуска при разрешении настоящего трудового спора применены судом верно, поскольку указанные нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что компенсация за неиспользованный отпуск может быть выплачена за период времени равный 21 месяцу (18+3), следующему за годом, за который должен быть предоставлен отпуск.

Аналогичное мнение высказано в Определении Ульяновского областного суда от 14.07.2015 г. № 33-2923/2015.

Однако такая позиция не является единственно верной, есть также и другие мнения, и другие судебные акты, основанные на следующем подходе.

Иная точка зрения.

Так, например, в апелляционном определении от 29 октября 2015 г. по делу № 33-12115/2015 Самарского областного суда изложена иная позиция.

Как следует из определения, работник был уволен с должности главного бухгалтера ОАО «ВКБ» по собственной инициативе на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, при этом ему выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 49 календарных дней. Оставшуюся часть неиспользованного отпуска продолжительностью 64 дня работодатель компенсировать отказался.

По мнению работодателя, в соответствии со ст. 9 Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска – не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск. В силу ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. С учетом этого работодателем выплачена истцу компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск за 21 (18+3) месяц.

Однако суд пришел к выводу о том, что данные возражения основаны на неправильном применении и толковании, как норм международного права, так и норм национального законодательства Российской Федерации, и заявленные работником требования удовлетворил.

Разрешая вопрос о периоде, за который подлежат удовлетворению заявленные истцом требования, суд исходил из того, что, согласно ст. 395 Трудового кодекса РФ, при признании денежных требований работника обоснованными данные требования удовлетворяются в полном размере.

При таких обстоятельствах, проверив представленный работником расчет компенсации за неиспользованный отпуск, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных И. требований и взыскал с работодателя 266 241, 92 руб.

Таким образом, право на денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска у работника возникает при его увольнении.

Суд указал, что положения ст. 1 конвенции применяются через национальное законодательство и нормативно-правовые акты в той мере, в какой они не применены иначе посредством коллективных договоров, арбитражных и судебных решений государственных механизмов установления заработной платы или любых других схожих инструментов, в соответствии с практикой данной страны и с учетом существующих в ней условий.

Исходя из указанного выше положения конвенции, суд пришел к выводу о том, что в тех случаях, когда национальное законодательство содержит более льготное регулирование по сравнению с нормами конвенции, должны применяться нормы национального законодательства, коллективные договоры и соглашения, локальные нормативные акты, регламентирующие основные вопросы, касающиеся порядка предоставления, использования и оплаты отпусков.

Мы считаем, что освещенные в настоящей статье различные точки зрения вытекают из-за разницы в толковании норм внутреннего и международного законодательства в области предоставления отпусков. И точку по данному вопросу, скорее всего, будет ставить Верховный суд РФ. Однако, по нашему мнению, вторая позиция, согласно которой работнику должна быть выплачена компенсация за все неиспользованные отпуска, является более правильной.

КСК ГРУПП оказывает услуги по правовому консультированию, в том числе по вопросам трудового права, а также оказывает правовую поддержку в рамках трудовых споров.


Возврат к списку

Последние новости

Новости компании
ООО «КСК АУДИТ» включено в реестр аудиторских компаний...

ООО «КСК АУДИТ» включено Федеральным казначейством в реестр аудиторских компаний ОЗО

Новости компании
Денис Ладыгин в номинации «Налоговое консультирование и споры»...

Денис Ладыгин в номинации «Налоговое консультирование и споры»

Бизнес
Амнистия за дробление бизнеса

Амнистия за дробление бизнеса