Камеральная налоговая проверка: превращение в выездную

22.09.2015

Как правило, налогоплательщики с особым трепетом ждут появления представителей налоговых органов для проведения выездной налоговой проверки. Отношение к камеральной проверке иное – зачастую она проходит менее заметно и до недавнего времени не требовала активного участия налогоплательщика, поскольку объем полномочий налоговиков при ее проведении был существенно ограничен.

Однако последние изменения, внесенные в часть первую Налоговую кодекса РФ, существенно расширили права налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок. Стоить отметить, что новыми правами налоговики пользуются уже достаточно активно – так, например, на настоящий момент проведение осмотра при проверке декларации по НДС уже не редкость.

Налоговый кодекс РФ определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (ст.82 НК РФ). Аналогичная цель установлена налоговым законодательством и в отношении конкретного мероприятия налогового контроля – налоговой проверки. Так, пунктом 2 ст. 87 НК РФ установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах

Налоговое законодательство предусматривает право налоговых органов в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов проводить две формы налоговых проверок - на основании п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов камеральные и выездные налоговые проверки.

Между тем, фактически Налоговым кодексом РФ устанавливаются дополнительно следующие формы налоговых проверок:

  • «встречная» налоговая проверка, проводимая на основании положений ст. 93.1 НК РФ, в ходе которой истребуются документы и информация о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов;
  • проверка соблюдения налогоплательщиком норм трансфертного ценообразования (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, осуществляемая на основании гл. 14.5. Налогового кодекса РФ).

Проведем анализ порядка проведения выездной и камеральной налоговых проверок, а также объема полномочий налоговых органов при их проведении.

В п. 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом налоговое законодательство предусматривает возможность продления и приостановления выездной налоговой проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Таким образом, имея, по сути, единую цель (контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах), формально применяемому согласно нормативному регулированию указанные виды налоговых проверок различаются:

  • по срокам проведения;
  • по месту проведения;
  • по «глубине» проверки (в рамках выездной налоговой проверки проверяется правильность исчисления и уплаты, как правило, всех или подавляющего большинства налогов; в рамках камеральной налоговой проверки проверяется декларация/расчет по определенному налогу);
  • объему полномочий, которыми наделены налоговые органы при проведении указанных видов налоговых проверок.

Как раз на последний критерий хотелось обратить особое внимание, поскольку в силу последних законодательных изменений различия между объемом полномочий налоговиков в рамках указанных видов налоговых проверок постепенно стираются.

С 01 января 2014 г. в Налоговый кодекс РФ введены дополнительные основания требовать у налогоплательщика пояснения и документы (пункт 3 ст. 88 НК РФ). Данные случаи касаются:

  • предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, на основании которой заявляется возврат налога из бюджета;
  • предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, на основании которой налогоплательщиком увеличена сумма ранее заявленного убытка (при этом в предоставленных пояснениях следует обосновать его размер).

Указанные пояснения налогоплательщику необходимо представить в течение пяти рабочих дней.

Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе (но не обязан!) также дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета иные документы, которые могут подтвердить достоверность данных, внесенных в декларацию.

Если же уточненная декларация с уменьшенной суммой налога или увеличенной суммой убытка к уплате будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации, налоговый орган вправе дополнительно истребовать у налогоплательщика:

  • первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации;
  • аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.

Согласно ранее действовавшей редакции п. 3 ст. 88 НК РФ (до 01 января 2014 г.) налоговый орган, проводящий камеральную проверку декларации, истребовал у налогоплательщика пояснения в случаях выявления налоговым органом:

  • ошибок в налоговой декларации (расчете);
  • противоречий в сведениях, которые содержатся в представленных документах;
  • несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе мероприятий налогового контроля.

Таким образом, если ранее налоговики могли требовать от налогоплательщика пояснений в случае выявления ошибок или несоответствий показателей декларации либо документов, то теперь основанием для истребования таких пояснений является сам факт направления декларации с определенными показателями (на основании которых налог заявляется к возврату из бюджета или увеличивается размер заявленного убытка).

С 01 января 2015 г. введены дополнительные основания для истребования у налогоплательщика счетов-фактур и первичных документов, если налоговиками выявлены расхождения между сведениями, которые предоставил налогоплательщик и его контрагент (то есть другой налогоплательщик) в налоговой декларации по НДС или журнале полученных и выставленных счетов-фактур (п.8.1 ст. 88 НК РФ).

При этом данные расхождения должны свидетельствовать о занижении сумм НДС, подлежащих уплате налога в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.

Нетрудно догадаться, что данная норма установлена в силу введения обязанности налогоплательщика предоставлять данные книг покупок и продаж в электронном виде в связи с применением новой формы налоговой декларации по НДС.

Напомним, что с 01 января 2014 г. все налогоплательщики обязаны сдавать декларацию по НДС в электронном виде, а с налогового периода 2015 г. введена новая форма налоговой декларации по НДС.

Соответственно, налоговому органу не составит труда провести так называемую «встречную проверку» сведений по НДС.

Кроме того, с 01 января 2015 г. установлено право налогового органа проводить осмотры территории, помещения, складов, документов и предметов при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС (ст. 92 НК РФ).

Не секрет, что до 01 января 2015 г. данное право было предоставлено налоговым органам исключительно при проведении выездной налоговой проверки.

Так, на основании п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по НДС, в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1. НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

Осмотр производится в присутствии понятых, о производстве осмотра составляется протокол.

Расширение прав налоговиков при проведении камеральной налоговой проверки, в свою очередь, расширяет и круг обязанностей налогоплательщика в рамках данного вида налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка постепенно превращается в мероприятие налогового контроля, которое предполагает активное участие налогоплательщика.

Таким образом, очевидна необходимость грамотного реагирования налогоплательщиком на реализацию налоговиками предоставленных прав.


Возврат к списку

Последние новости

Новости компании
Cостоялся бизнес-завтрак КСК ГРУПП «Внутренние источники эффективности бизнеса в условиях дефицита п...

17 апреля состоялся бизнес-завтрак КСК ГРУПП «Внутренние источники эффективности бизнеса в условиях дефицита персонала: оргструктура, мотивация, оценка и ротация».

Новости компании
ООО «КСК АУДИТ» включено в реестр аудиторских компаний ОЗО ФК...

ООО «КСК АУДИТ» включено Федеральным казначейством в реестр аудиторских компаний ОЗО

Новости компании
Денис Ладыгин - в номинации «Налоговое консультирование и споры»...

Денис Ладыгин в номинации «Налоговое консультирование и споры»