Налоговый мониторинг в социальных сетях

11.08.2015

В июле в Москве прошел форум по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР. Одним из вопросов мероприятия было обсуждение возможности использования социальных сетей не только для широкого информирования, но и для мониторинга и непосредственной связи с налогоплательщиками. Этот опыт успешно применяется в странах Европы, например, в Нидерландах. Фактически и российские налоговики давно этим занимаются. Просто пока юридически это никак не закреплено. Налоговики в социальные сетях: хорошо это или плохо для компаний и ИП? Какие опасности и «подводные камни» могут возникнуть?

Комментарий ведущего юрисконсульта КСК групп Алексея Тимакова.

Устойчивая тенденция последних лет – повсеместное внедрение электронного обмена информацией, или, другими словами, электронного документооборота, не обошла стороной и взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. Практика электронного налогового администрирования, активно внедряемая в России Федеральной налоговой службой, нашла свое воплощение, в частности, в процедуре налогового контроля в форме налогового мониторинга организаций (раздел V.2 ч.1 НК РФ).

Идея внедрения «электронного компонента» в целях обеспечения возможности взыскания по возникшим обязательствам в бюджетную систему (налогов, страховых взносов, административных штрафов и т.п.) возникла даже не «вчера». Персонализированные сервисы налогового администрирования и интеграция электронных сервисов налоговых служб в единые правительственные сервисы («электронное правительство») будут только расширяться, как по возможностям, так и по уровню удобства. Например, в Чили налоговая служба для этих целей развивает мобильные приложения, а не традиционные интернет-сервисы.

В России, ориентировочно, с 2010 года способ розыска должников и их имущества в популярных социальных сетях выходит на передний план, опубликованы «Методические рекомендации по использованию сети Интернет в целях поиска информации о должниках и их имуществе», утвер-жденные ФССП РФ 30.11.2010 №02-7.

Логичным продолжением идеи стало Письмо ФССП России от 05.04.2013 №12/14-9417-РС «Об организации розыска должников по исполнительным производствам о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершенное преступление», прямо установившего обязанность судебного пристава-исполнителя проводить мониторинг сети Интернет о наличии информации о разыскиваемом лице в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Мой мир», «Фейсбук» и др.) (п.11 Приложения №2 «Действия судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск …по розыскным делам, заведенным в рамках исполнительных производств по неимущественным и имущественным обязательствам»): таким способом выясняются действующие контактные данные должников (номера телефонов), места работы; с помощью провайдеров устанавливаются IP-адреса и места точек доступа должников в глобальную сеть, а затем и адрес должников; направляются сообщения на личные страницы в соцсетях о возбуждении исполнительного производства и предложения урегулировать задолженность (ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п.3.2 Методических рекомендаций).

Таким образом, все плюсы и минусы внедрения практики взаимодействия с налогоплательщика-ми через сервисы соцсетей следует рассматривать, в первую очередь, через призму добросовестности поведения самих налогоплательщиков. Для тех, кто исполняет возложенные обязательства, будет полезна адресность и оперативность распространяемой таким образом информации. Ну, а те, кто пробует играть с государством в «игры» - лишний повод задуматься о бесперспективности таких попыток.


Возврат к списку

Последние новости

18.07.2019

Как «ВкусВилл» открывает новые магазины с помощью «Первой Формы»

Партнер КСК групп, компания «Первая форма» помогла крупной сети «ВкусВилл» открыть новые магазины.

04.07.2019

Новый формат бизнеса КСК групп как ответ на вызов времени

Рынок меняется очень быстро. КСК групп всегда стремится отслеживать новые тренды и быстро трансформироваться. На данный момент происходит очередной виток изменений, и мы чувствуем, что бизнесу требуется новый формат консалтинга.

02.07.2019

1F Mobile в обзоре CNews.ru «Мобильность в бизнесе 2019»

Крупнейшее издание в сфере высоких технологий в России и странах СНГ «CNews» представило обзор «Мобильность в бизнесе 2019», в котором отмечено приложение 1F Mobile, принадлежащее партнеру КСК групп, компании «Первая Форма».