Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа

08.02.2017

Статья юриста Департамента правового консалтинга и налоговой практики компании КСК групп, Нины Бабиновой, опубликованная в февральском номере российской правовой газеты «эж-Юрист».

Первая правовая позиция, которая была уточнена Обзором, касается проверки обоснованности заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом в случае частичного погашения задолженности по обязательным платежам. В этой ситуации обоснованность заявления проверяется исходя из общих требований, которые остались непогашенными на дату проверки заявления. На момент рассмотрения требования (с учетом частичного погашения задолженности) должны превышать установленный минимум и в отношении данных требований должно быть вынесено решение о взыскании.

Вторая позиция в рассматриваемом Обзоре касается нарушения срока предъявления требований уполномоченным органом.

По общему правилу уполномоченный орган вправе подать заявление о признании должника банкротом не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа (2. Однако в действующем законодательстве не предусмотрено каких-либо последствий пропуска срока. Истечение данного срока не влечет за собой утрату права налоговой инспекции на предъявление в суд заявления о признании должника банкротом.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 6 и п. 6 ст. 41 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) (далее – Закон о банкротстве) возможность принудительного исполнения обязательных платежей не должна быть утрачена. Поэтому суды должны прежде всего оценивать, какие мероприятия и в какие сроки были проведены налоговыми органами для взыскания задолженности.

Следующая позиция, определенная в Обзоре, касается права уполномоченного органа инициировать процедуру банкротства на основании задолженности по уплате страховых взносов.

Федеральным законом от 24.07.2017 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) установлен закрытый перечень основания судебного порядка взыскания недоимок. Для всех остальных случаев установлен внесудебный порядок взыскания.

Поэтому с учетом внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам право на подачу заявления о признании должника банкротом у уполномоченного органа в данном случае возникает по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности (за исключением судебного взыскания недоимки по страховым взносам в соответствии с Законом о страховых выплатах).

Следующим пунктом Обзора практики стало право уполномоченного органа на обращения в суд в случае невыплаты работодателем налога на доходы физических лиц.

Долгое время до принятия данного Обзора судебная практика была негативной для налогового органа и исходила из того, что налоговый орган не мог подать заявление о банкротстве организации, так как налогоплательщиком НДФЛ признавались физические лица, а не организации. Поэтому такая задолженность не признавалась обязательным платежом. Но практика изменилась в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). Теперь Закон о банкротстве допускает подачу заявления о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы не только работниками, у которых есть непогашенные требования по оплате труда и/или выплате выходных пособий, но и также уполномоченным органом. Работодатель обязан удержать налоги на доходы физических лиц. А в случае, когда работодатель удержал налог и не перечислил его, он распоряжается частью заработной платы своих сотрудников. Поэтому уполномоченный орган вправе обратиться с заявлением о банкротстве данного работодателя.

Последней позицией по возбуждению дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа является определение уполномоченного лица, которое имеет право заявить требования, связанные с заключением, исполнением и/или расторжением государственных контрактов.

Часто в хозяйственной жизни государственные органы заключают и/или расторгают государственные контракты. Однако не все заказчики обладают правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом. Право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом от имени Российской Федерации предоставлено только Федеральной налоговой службе в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257.

В случае необходимости обращения в суд с заявлением о банкротстве федеральный орган, с которым заключен государственный контракт, должен уведомить ФНС России о неисполнении и/или ненадлежащем исполнении и наличии задолженности по данному контракту. Заявителем в деле о банкротстве должника будет выступать ФНС независимо от того, с кем заключен государственный контракт.

Если все-таки федеральный орган исполнительной власти самостоятельно подаст заявление о банкротстве, такое заявление будет оставлено без рассмотрения.

Таким образом, Обзор направлен на конкретизацию положений Закона о банкротстве, в том числе в части детализации и расширении полномочий уполномоченного органа при подаче заявления о возбуждении банкротства должника.

  • Постановление Арбитражного суда ДО от 03.08.2016 № Ф03-3541/2016 по делу № А73-18253/2015.
  • Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (ред. от 21.12.2016) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (вместе с Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
  • Определение ВАС РФ от 26.11.2009 № ВАС-15580/09 по делу № А22-442/2009.
  • Постановления Арбитражного суда ЗСО от 11.11.2015 № Ф04-25980/2015 по делу № А45-10979/2015; Арбитражного суда ВВО от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015 по делу № А82-3943/2015.
  • Пункт 4 Обзора.
  • Определение ВС РФ от 08.09.2016 № 307-ЭС16-11946 по делу № А26-6756/2014.

Возврат к списку

Последние новости

31.10.2019

25 октября КСК групп отпраздновала юбилей и обозначила направления дальнейшего развития

Примерно 25 лет назад началась история российского бизнеса. И 25 лет назад родилась компания КСК.

31.10.2019

Обзор важных изменений законодательства за октябрь 2019

Подборка новостей для аудиторов и юристов за октябрь 2019

28.10.2019

КСК групп — 25 лет

За 25 лет было много событий, которые мы прожили вместе.