Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа

08.02.2017

Статья юриста Департамента правового консалтинга и налоговой практики компании КСК групп, Нины Бабиновой, опубликованная в февральском номере российской правовой газеты «эж-Юрист».

Первая правовая позиция, которая была уточнена Обзором, касается проверки обоснованности заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом в случае частичного погашения задолженности по обязательным платежам. В этой ситуации обоснованность заявления проверяется исходя из общих требований, которые остались непогашенными на дату проверки заявления. На момент рассмотрения требования (с учетом частичного погашения задолженности) должны превышать установленный минимум и в отношении данных требований должно быть вынесено решение о взыскании.

Вторая позиция в рассматриваемом Обзоре касается нарушения срока предъявления требований уполномоченным органом.

По общему правилу уполномоченный орган вправе подать заявление о признании должника банкротом не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа (2. Однако в действующем законодательстве не предусмотрено каких-либо последствий пропуска срока. Истечение данного срока не влечет за собой утрату права налоговой инспекции на предъявление в суд заявления о признании должника банкротом.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 6 и п. 6 ст. 41 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) (далее – Закон о банкротстве) возможность принудительного исполнения обязательных платежей не должна быть утрачена. Поэтому суды должны прежде всего оценивать, какие мероприятия и в какие сроки были проведены налоговыми органами для взыскания задолженности.

Следующая позиция, определенная в Обзоре, касается права уполномоченного органа инициировать процедуру банкротства на основании задолженности по уплате страховых взносов.

Федеральным законом от 24.07.2017 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) установлен закрытый перечень основания судебного порядка взыскания недоимок. Для всех остальных случаев установлен внесудебный порядок взыскания.

Поэтому с учетом внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам право на подачу заявления о признании должника банкротом у уполномоченного органа в данном случае возникает по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности (за исключением судебного взыскания недоимки по страховым взносам в соответствии с Законом о страховых выплатах).

Следующим пунктом Обзора практики стало право уполномоченного органа на обращения в суд в случае невыплаты работодателем налога на доходы физических лиц.

Долгое время до принятия данного Обзора судебная практика была негативной для налогового органа и исходила из того, что налоговый орган не мог подать заявление о банкротстве организации, так как налогоплательщиком НДФЛ признавались физические лица, а не организации. Поэтому такая задолженность не признавалась обязательным платежом. Но практика изменилась в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). Теперь Закон о банкротстве допускает подачу заявления о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы не только работниками, у которых есть непогашенные требования по оплате труда и/или выплате выходных пособий, но и также уполномоченным органом. Работодатель обязан удержать налоги на доходы физических лиц. А в случае, когда работодатель удержал налог и не перечислил его, он распоряжается частью заработной платы своих сотрудников. Поэтому уполномоченный орган вправе обратиться с заявлением о банкротстве данного работодателя.

Последней позицией по возбуждению дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа является определение уполномоченного лица, которое имеет право заявить требования, связанные с заключением, исполнением и/или расторжением государственных контрактов.

Часто в хозяйственной жизни государственные органы заключают и/или расторгают государственные контракты. Однако не все заказчики обладают правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом. Право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом от имени Российской Федерации предоставлено только Федеральной налоговой службе в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257.

В случае необходимости обращения в суд с заявлением о банкротстве федеральный орган, с которым заключен государственный контракт, должен уведомить ФНС России о неисполнении и/или ненадлежащем исполнении и наличии задолженности по данному контракту. Заявителем в деле о банкротстве должника будет выступать ФНС независимо от того, с кем заключен государственный контракт.

Если все-таки федеральный орган исполнительной власти самостоятельно подаст заявление о банкротстве, такое заявление будет оставлено без рассмотрения.

Таким образом, Обзор направлен на конкретизацию положений Закона о банкротстве, в том числе в части детализации и расширении полномочий уполномоченного органа при подаче заявления о возбуждении банкротства должника.

  • Постановление Арбитражного суда ДО от 03.08.2016 № Ф03-3541/2016 по делу № А73-18253/2015.
  • Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (ред. от 21.12.2016) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (вместе с Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
  • Определение ВАС РФ от 26.11.2009 № ВАС-15580/09 по делу № А22-442/2009.
  • Постановления Арбитражного суда ЗСО от 11.11.2015 № Ф04-25980/2015 по делу № А45-10979/2015; Арбитражного суда ВВО от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015 по делу № А82-3943/2015.
  • Пункт 4 Обзора.
  • Определение ВС РФ от 08.09.2016 № 307-ЭС16-11946 по делу № А26-6756/2014.

Возврат к списку

Последние новости

18.07.2019

Как «ВкусВилл» открывает новые магазины с помощью «Первой Формы»

Партнер КСК групп, компания «Первая форма» помогла крупной сети «ВкусВилл» открыть новые магазины.

04.07.2019

Новый формат бизнеса КСК групп как ответ на вызов времени

Рынок меняется очень быстро. КСК групп всегда стремится отслеживать новые тренды и быстро трансформироваться. На данный момент происходит очередной виток изменений, и мы чувствуем, что бизнесу требуется новый формат консалтинга.

02.07.2019

1F Mobile в обзоре CNews.ru «Мобильность в бизнесе 2019»

Крупнейшее издание в сфере высоких технологий в России и странах СНГ «CNews» представило обзор «Мобильность в бизнесе 2019», в котором отмечено приложение 1F Mobile, принадлежащее партнеру КСК групп, компании «Первая Форма».