Обогнать на старте
Бизнес-ландшафт Петербурга постепенно меняется: в городе появляются новые бизнесы, некоторые из них демонстрируют рост в 1000%, другие сервисы и отрасли постепенно отмирают. Причиной появления новых бизнесов может стать как развитие технологий, так и геополитическая ситуация.
Антон Щербаков, эксперт информационного агентства "Крединформ", отмечает, что Санкт-Петербург является преимущественно городом большого бизнеса. Значительную долю (60,3%) суммарной годовой выручки за 2015 год аккумулируют крупнейшие компании, тогда как на долю среднего бизнеса приходится 10,1% всей выручки.
Однако, как считают эксперты, сегодняшний малый бизнес при правильном подходе может завтра развиться в предприятие с многомиллиардными оборотами.
Взрывной рост
Евгений Барменков, доцент кафедры "Управление качеством и сертификация" Московского авиационного института, перечисляет сферы, развивающиеся сегодня особенно активно: рынок мобильных приложений, рынок облачных технологий, рынок мобильных платежей, трехмерная печать.
Ольга Сорокина, управляющий партнер О2Consulting, также отмечает, что основной рост в последние годы демонстрируют венчурные проекты — это мобильные приложения, бизнесы в сфере высоких технологий (особенно такие направления, как искусственный интеллект и виртуальная реальность). "Еще пять лет назад сложно было представить бизнесы, стоимость которых растет на 1000% в течение нескольких месяцев... Но только за последний год мы провели несколько сделок именно с такими показателями — это и MSQRD и Prisma. Что касается рынка услуг, то здесь тоже самый быстрорастущий сегмент — это услуги в сфере IT, например, контекстная реклама или реклама в соцсетях", — рассказала госпожа Сорокина.
Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, организатор международной выставки франшиз Buybrand Expо считает, что самыми быстрорастущими бизнесами, появившимися за последние пять лет в России, являются следующие: магазины фиксированных цен, агрегаторы заказа такси, конструкторы еды с доставкой на дом, квесты, мойки самообслуживания.
Как подсчитала госпожа Сойак, за последние пять лет рост количества магазинов Fix Price в России составил 1000%. "В условиях кризиса данная модель бизнеса стала особенно актуальной и выгодной как для потребителей, так и для предпринимателей — при фиксированной цене товара в 50 рублей закупочная стоимость многих позиций в Китае не превышает десяти рублей. Впрочем, Fix Price — не российская концепция, а удачно адаптированный под отечественного покупателя аналог таких успешных зарубежных проектов", — говорит эксперт.
В 2010-х годах на российском рынке стали активно развиваться агрегаторы в различных сферах услуг. Самым наглядным примером является рынок заказа такси. Данные концепции (Gett, Uber) успешно развиваются в Москве (до 65% всех заказов) и Петербурге, но при этом имеют гигантский потенциал роста в регионах, где проникновение не превышает 10%. Благодаря агрегаторам средняя стоимость поездки на такси в Москве снижается до 25% за год. По словам госпожи Сойак, в среднем ежемесячный оборот агрегаторов такси только в российской столице составляет около 20 млрд рублей. "В целом капитализация Uber, который является крупнейшим стартапом в мире, по итогам 2015 года составила $62,5 млрд", — сообщает госпожа Сойак.
В последние два-три года в России наблюдается бум сервисов "еды по подписке". Наиболее известные из них — "Дома вкуснее", "Партия еды", Elementaree. "На сегодняшний день рост рынка "еды по подписке" — это мировой тренд. Так, по некоторым оценкам, в 2015 году обороты этого рынка достигли $1 млрд, согласно прогнозам, к 2020-му он вырастет до $10 млрд. К примеру, "Партия еды" планирует на конец 2016 года удвоить выручку и довести ее до 100 млн рублей", — говорит гендиректор EMTG.
В последние несколько лет в России активно развивается рынок квестов. Придуманное в Юго-Восточной Азии развлечение стремительно ворвалось в нашу страну, обрело невероятную популярность, и на текущий момент РФ является мировым лидером на данном рынке. Пионером российского рынка квестов является компания "Клаустрофобия". Сейчас российские компании успешно продают франшизы квестов во многие страны, основной спрос на российские квесты наблюдается у США, Англии, Франции, Испании и ряда европейских стран. На сегодняшний день, по различным подсчетам, только в Москве оперирует около 170 компаний, имеющих 500 различных локаций. В Петербурге, втором по объему рынка квестов российском городе, насчитывается 60 компаний, оперирующих 190 локациями. Данный рынок является очень динамичным — в стране ежедневно открываются новые квест-комнаты. Средний срок службы одного квеста — 12-18 месяцев, в среднем он рассчитан на 2-3 тыс. посещений. Впрочем, российская публика становится все более требовательной, и в открытие некоторых локаций предприниматели инвестируют до 50 млн рублей. Средняя стоимость открытия локации в Москве составляет около 10 млн рублей, в регионах — 2-3 млн рублей. "На данный момент наиболее активно развиваются региональные компании — при меньших финансовых затратах у них больше возможностей подготовить конкурентоспособный квест. Ежегодные обороты российского рынка квестов оцениваются в 20 млрд рублей", — говорит госпожа Сойак.
В 2014 году российские производители оборудования для моек самообслуживания получили большие перспективы в связи с невероятной популярностью данного вида услуг. Так, открытие бесконтактной мойки обходится в 13-15 млн рублей, при этом вложения окупаются через полтора-два года, а прибыль в среднем составляет 10-11 млн рублей в год. Рентабельность данного бизнеса, по разным оценкам, колеблется от 35 до 66%. У данного рынка огромный потенциал — сейчас в Москве работает около 30 моек самообслуживания, при этом игроки рынка оценивают его объем в 700 точек.
Методом деления
Александр Рагиня, исполнительный директор КСК ГРУПП, к новым бизнесам, получившим активное развитие, также относит околофермерскую розницу. "Пример: "ВкусВилл" за год вырос в пять раз по выручке. Несмотря на то, что денег у людей стало меньше, общий тренд здорового образа жизни заставляет людей покупать качественную еду", — говорит он.
Хорошо, по его мнению, также чувствуют себя производители нетрадиционной сельскохозяйственной продукции (сыры, вино): за последние пару лет некоторые стартапы выросли в компании с почти миллиардным оборотом. "Под влиянием санкций в Подмосковье появились частные сыроварни, которые делают сыры не хуже французских. На юге России открываются частные винодельни, которые выпускают действительно хорошее вино", — рассказал эксперт.
Растут также компании, которые реализуют новые бизнес-модели, позволяющие снижать издержки. Например, пользоваться услугами каршеринга гораздо выгоднее, чем иметь свой автомобиль: не надо платить за обслуживание, страховку, парковку. Если взял машину вечером, то есть возможность бесплатно ее зарезервировать до утра. Дата-центры, предоставляющие услуги виртуализации (облачного хранения), также растут, так как экономят колоссальные средства на покупку собственных серверов. "Те, кто перестраивают свою бизнес-модель по принципу "быстрее и дешевле", — растут", — резюмирует господин Рагиня.
Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets, рассуждает: "За последние пять лет в России очень активное развитие получили проекты, в основе которых лежат принципы sharing economy, и самый яркий и показательный кейс в данном случае — это активное развитие каршеринга в Москве, которое активно поддерживается местными властями. Уже сейчас работает несколько крупных игроков, предоставляющих доступ к нескольким сотням автомобилей в режиме реального времени. По нашим оценкам, с момента запуска объемы этого бизнеса выросли в несколько сотен раз, хотя речь идет о совершенно новой нише, поэтому присутствует эффект низкой базы".
Кроме того, активное распространение получили проекты, которые, с одной стороны, позволяют одним пользователям найти дополнительный заработок, а другим — решить свои бытовые задачи. "Самый яркий пример — это сервис YouDo.com, с помощью которого тысячи людей заказывают себе уборку, мелкий бытовой ремонт. Объем этого бизнеса также вырос в несколько сотен раз за последние несколько лет", — говорит господин Деев.
Как рассказали в YouDo.com, сервис был создан в 2012 году. Сегодня на сайте зарегистрировано более 1 млн активных пользователей и около 150 тыс. исполнителей, а количество заказов, реализуемых ежедневно, превышает 2,7 тыс.
"Мониторинг рынка и личный опыт основателей показали, что в нашей стране не хватает качественных сервисов, которые бы помогали людям находить исполнителей под бытовые задачи. Именно этим направлением и было принято решение заняться. Оригинальный замысел проекта был вдохновлен западной бизнес-моделью успешного сервиса услуг Thumbtack.com (основан в 2008 году), который, наряду с Handy.com, является лидером в своей области. С помощью сайта YouDo.com каждый может, разместив задание, найти исполнителя под требуемую задачу. Сейчас на сервисе шестнадцать вертикалей услуг, среди которых уборка, курьерская доставка, грузоперевозки, бытовой ремонт, репетиторство и другие. В следующем году планируется запуск еще четырех новых категорий — суммарное количество вертикалей на YouDo.com будет доведено до двадцати", — сообщили в компании.
По схожему принципу работает и Qlean.ru — онлайн-сервис по заказу экологичной уборки квартир. Qlean связывает исполнителей с клиентами.
Злата Николаева, руководитель внешних коммуникаций Qlean.ru, рассказала: "За 2015 год компания выросла в 15 раз, сегодня мы делаем 600 уборок в день, до конца года хотим выйти на уровень 800 уборок в день". Сегодня Qlean работает в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Екатеринбурге.
Игорь Диденко, член Международного союза экономистов, рассказал, что за последние годы в стране появилась целая новая отрасль — велопрокат. "Совсем недавно, в 2013 году, в Москве открылись первые станции велопроката. Сегодня в столице более 300 станций велопроката, на которых используется 2,6 тыс. велосипедов. В этом году прокат пополнился еще 60 электровелосипедами, а общая протяженность сетей велопрогулочных дорожек насчитывает уже более 300 км", — отметил он.
Егор Кривошея, специалист по исследовательской деятельности кафедры "Финансы, платежи и электронная коммерция" Московской школы управления "Сколково", говорит: "Многие сервисы начинают отмирать за счет появления новых и удобных решений. К таким сервисам можно отнести, например, турагентства или риелторов — они не способны выдержать конкуренции с мировыми или новыми компаниями, предлагающими обычно более качественные услуги по более доступным ценам, например, Tripadvisor, ЦИАН или Booking.com".
Источник: Коммерсант.ru.
Поделиться